na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Categories:

Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.

Итак, пару дней назад я анализировала кинематографические воплощения красавицы Элен Безуховой, героини "Войны и мира". А там, где речь зашла об Элен, просто невозможно остановиться и не продолжить говорить о... Конечно же, о Наташе Ростовой. Поэтому сегодня обратимся к образу и стилю этого персонажа, тем более что девушка - едва ли не любимая героиня самого Толстого.
Итак, три главных Наташи - Одри, Людмила и Клеменс. Как и в прошлый раз, попробуем разобраться, чего хотели добиться создатели фильма, выбирая на столь знаковую роль каждую из актрис. И насколько созвучен образ каждой с образом первичной Наташи.
Для всех, кто читал давно и успел запамятовать, напомню, какой видится Наташа Р. самому автору и из каких черт складывался её типаж и образ:

Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках...
На первый взгляд, такое описание на накладывает особых ограничений. Однако...
Создатели всех версий столкнулись с серьезной проблемой - за время действия романа Наташа превращается из тринадцатилетней девочки в двадцативосьмилетнюю замужнюю даму. При этому брать нескольких актрис было бы сложно, т.к. в каждом своем возрасте Наташа не эпизодический персонаж, а выбрать актрис одновременно похожих и внешностью и манерой игры становися весьма непросто. Поэтому играть Ростову-младшую должна была актриса, выглядящая убедительно в каждой из ипостасей.
Для версии 56-го выбрана была Одри Хепберн, для советской версии 67-го - Людмила Савельева. Актрисы - внешне очень между собой похожие. Обе принадлежащие к типажу Gamine, но с той разницей, что Хепберн - скорее классический Gamine, в то время как Савельева - Gamine мягкий (Soft Gamine)*:

*классификация по системе Кибби

Выбор актрисы именно gamin-ного типажа в обоих случаях понятен, т.к. именно девушкам этой "породы" свойственна моложавость, сохраняющаяся и в более зрелом возрасте. Таким образом обе они могли вполне достоверно изображать юную Наташу, не вызывая у зрителя ощущения, что девушка выдалась несколько "великовозрастная":


Не уверена, что сам Толстой задумывал свою Наташу именно Gamine - в описываемых им чертах можно уловить намек на драматичность типажа - и в высоком контрасте её колорита (по цветотипу Наташа - однозначно Зима), и в некоторой непропорциональности её черт (тот же "большой" рот), и в ранних изображениях героини:
Однако, одним из её главных качеств - внешних и внутренних несомненно была её живость, подвижность, даже некоторая "звонкость". И типаж Gamine отлично это качество обеспечивает.


Два эти образа отлично передают эту "звонкость", "хрустящесть" наташиного образа - посмотрите как на маленькую шляпку с лихо заломленными полями в образе Одри и на приподнятый ворот  пальто, так и на ворот рубашки в образе Наташи-Савельевой. Все детали одновременно маленькие и изящные (маленькая шляпка, не слишком объемный ворот, маленькие уголки рубашки), но есть в них какая-то лихость. Интересно, что Людмиле Савельевой добавили еще и высокий контраст наряда - она мягкий Gamine, её черты более округлые, поэтому звонкость, лихость, сорванцовость передается в её образе чуть меньше, а яркие и контраснтые вещи этому помогают.
Для сравнения - та же Анита Экберг (Элен Безухова в постановке 56-го), чья внешность - скороее всего Драматический типаж и её белая рубашка и поднятый ворот. Здесь крупные губы и кошачьи глаза, и крупная бижутерия - и впечатление от схожего приема получается совсем иное:
И еще одно интересное наблюдение из контекстов костюма:
Здесь Gamine-ная Одри и более драманичная Вивьен Ли. С одной стороны в их чертах можно уловить некое сходство, с другой - разная геометрия черт => разная энергетика внешности => разное оформление почти одного и того же наряда. Посмотрите, насколько у Одри все уведено в сторону детского/юного платья и шляпки, в то время как у Вивьен все драматизировано.Но вернемся к Наташе...
На момент съемок фильма Одри Хепберн было 27, и хотя её типаж и стройность создавали правдоподобный образ юной Наташи, художники по костюмам старательно этому способствовали, добаляя в её наряды элементы непорочности, невинности. Трогательные воротнички, рукава-фонарики - элементы, встречающиеся у нарядов девочек, чем-то напоминающих школьную форму:


У Людмилы Савельевой мы тоже видим те же "фонарики", но она, во-первых, на момент съемок была моложе, а во-вторых, она скорее мягкий Gamine (Soft Gamine), поэтому ей эта "девачковость" удается чуть проще, не требую столь откровенной поддержки в костюме:
И это, пожалуй, едва ли не единственный типаж, на ком столь естественно выглядят оборки и рюши:
Третью Наташу я оставила на десерт - её в 2007-ом воплощала французская актриса Клеменс Поэзи, вызвам шквал возмущения: "Наташа? Не брюнетка?"
Нет, вопреки описанию Толстого, эта Наташа светловолоса. Наверное, так интернациональные создатели пытались подчеркнуть её "русскость", хотя сам Толстой не раз намекал, что русскость Наташи Ростовой как раз не во внешности, а в её душе - все эти лихие деревенские танцы, задор, близость к простому люду и проч.
Нет в этой Наташи и лихости, и задора. И типаж её вовсе не Gamine, но скорее Романтический - мягкий, нежный, пастельный.

Что поддерживается её костюмами:


*это второй редкий типаж, которому абсолютно позволительны романтические рюши

Ну и меха для пущей "русскости", чего уж там :)

И здесь я попробую если не оправдать, то понять такой образ Наташи. На мой взгляд причина в том, что в 2007 снимали скорее не роман-эпопею о войне, но любовную историю. И главным в этой Наташе были её романтические переживания и чувства. А какой типаж внешности так удачен для этого, если не Романтический?

А напоследок я все-таки вернусь на секунду к Элен ввиду некоторых комментариев к посту прошлому. Многие из вас написали, что воплощение Элен-Скобцевой сильно хромало из-за слишком зрелого возраста актрисы. Утверждение, не лишенное правды. Однако, размышляя об этому, и оставив в стороне тот факт, что Скобцева - жена режиссера, я все же попыталась найти этому объяснение.
Вспомним трудности, с которыми столкнулись создатели, выбирая Наташу - она должна была бы быть убедительной и в качестве совсем юной девушки. Так вот, выбор более взрослой и зрелой на вид Элен (и в случае с Экберг, и в случае со Скобцевой) мог бы быть от части кинематографическим приемом - дабы героиня Наташи Ростовой (тоже в обоих случаях изображаемая не 15-ти и не 18-ти летней) выглядела не её фоне еще моложе и свежее. Вот здесь, если был такой прием, он удался:

Но здесь как-то естественно, без натужности:
И это уж совсем для размышления и следующего раза. Почему я немного сомневаюсь в том, что Толстой задумывал свою Наташу Ростову как Gamine. В самом конце романа он представляет нам Наташу матерью 4-х детей, описывая её как
“сильная, красивая и плодовитая самка”, "широкая мать", "мыслящая не умом, но всем существом своим, плотью".
Так вот, сомнения мои от того, что настоящие девушки-Gamine обычно так не взрослеют, но сохраняют свою моложавость и "звонкость" до весьма солидного возраста...
У меня на сегодня все.

П.С.
На всякий случай напоминаю, что до пятницы у вас еще есть время принять участие в розыгрыше.
Всем удачи!

Tags: tv-lishious, стиль, типажи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Белый лотос": тот самый 1%

    То время года, когда летние впечатления уже так далеко, что снова хочется в тепло и к морю. Хотя бы через экран, если невозможно в реале. И вот…

  • ДИВА: типаж & стиль

    Дива, на мой взгляд, одно из лучших воплощений сильной женщины, в современной культуре. Восходящий к образам легендарных оперных певиц, образ Дивы…

  • В стиле "правильных" ценностей - имидж "настоящей леди"

    Таких женщин мы так часто видим на экране, что сегодня это один из самых узнаваемых образов, связанный со статусом, ["старыми"] деньгами и потому -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Чем дальше, тем больше убеждаюсь в то, что очень тяжело западным людям понять русских классиков. :)
они невнимательно читают)

ann_rioval

8 years ago

molly_coodle

8 years ago

ann_rioval

8 years ago

alexrebel

8 years ago

zwalnia

8 years ago

ann_rioval

8 years ago

grazy_gunner

8 years ago

zwalnia

8 years ago

youloved.ru

8 years ago

molly_coodle

8 years ago

ann_rioval

8 years ago

stas_ya

8 years ago

akuni_sun

8 years ago

kulemina

8 years ago

Deleted comment

velfor

8 years ago

molly_coodle

8 years ago

molly_coodle

8 years ago

Спасибо за очередной очень интересный анализ!

А насчет замысла Толстого, выразившегося в "осамочивании" главной героини.. лично у меня ощущение, что его конкретно переклинило на сексуальной почве, отсюда и постоянно беременная, "мыслящая плотью" женщина, желаемое за действительное. Идеал жены: всегда готова удовлетворить желание мужа. Точно так же, как не мог он позволить жить-не тужить Карениной, которую просто обязан был "наказать" (хотя, казалось бы, чисто по фактам она могла бы остаться в полном выигрыше, если бы ей не снесло крышу, на наркотической почве или просто по дури страсти к драме). Талантище, но пристрастный талантище. :)
Вы как будто мои мысли изложили - я уже хотела похожий по смыслу комментарий написать. Особенно про "желаемое за действительное". Я согласна, что применительно к Наташе Толстой мог пренебречь - как бы это сказать - физическим правдоподобием и предложить нереальный в ее случае, но приятный ему лично вариант дальнейшего развития персонажа. В стиле "мой роман, моя героиня - что хочу, то и ворочу", и ну ее, внутреннюю логику.

ladytekki

8 years ago

demerteille

8 years ago

michelle_2012

8 years ago

demerteille

8 years ago

kalinka_spark

8 years ago

molly_coodle

8 years ago

kicasso

8 years ago

besionishe

8 years ago

ladytekki

8 years ago

Захотелось перечитать роман :) Мне почему то Поэзи больше всего нравится в роли Наташи. Может быть потому, что в ней живость соединена с некрасивостью.
А назвать Одри некрасивой - это слукавить :)
Правда плодовитой самкой ее тоже сложно представить.
Нет, Савельева - лучшая:)

na_shpilke

8 years ago

anais_et_chloe

8 years ago

molly_coodle

May 15 2013, 20:10:11 UTC 8 years ago Edited:  May 15 2013, 20:14:07 UTC

какая славная третья актриса! вполне могла бы быть русской )
но скорее Татьяной Лариной

За норку Васильев бы отшлёпал американцев )))

Савельеву очень даже легко представить потяжелевшей, взрослой Наташей

И тем не менее она осталась потрясающе красивой и тонкой женщиной и до сих пор, не смотря на возраст

molly_coodle

8 years ago

madjara

8 years ago

Могу только сослаться на Карла Леонгарда. Кажется ,в книге" акцентуированные личности", он писал, что Толстой в угоду собственному замыслу нарушал законы по которым психотип действует. Там как раз про Наташу и Пьера точно было. Есть , все таки , определенные типы поведения, свойственные определенным типам личности. А сознание и тело единая кибернетическая система. Поэтому и не вписывается эпилог романа в логику и часто не принимается на уровне тела. Забавно, как это выплывает в работе над экранизацией.
У меня была подруга - по характеру и поведению 100% Наташа. И так же превратилась в, гм, "широкую мать", причем даже не в 28, а в 23. Правда, она внешне была совсем не gamine.

kalinka_spark

8 years ago

na_shpilke

8 years ago

Спасибо за интересные рассказы :)
с удовольствием ))
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
очень интересный пост, спасибо! А что за система Кибби такая?
Поскольку за каждым великим мужчиной стоит женщина, у меня большое подозрение, что к образу юной Наташи "приложила руку" Софья Андреевна, которая хорошо знала "о чём мечтают девушки" и много раз переписывала роман.
Потом зазвучала мужская идея восприятия женщины и появилась "плодовитая самка".
она не то, что "приложила", но "приложилась" - есть версия, что Наташа создана как смешения образа Софьи Андреевны и её младшей сестры Татьяны Берс-Кузьминской.

4ernogoria

8 years ago

Я альбом с иллюстрациями Шмаринова изучила задолго до того, как прочитала роман. В результате я только так их всех и вижу.
иногда подобные заложенные портреты очень влияют на наше восприятие - героя, человека, реальности, это нормально )))
захотелось тоже рассмотреть сейчас этот альбом иллюстраций, кстати
Но Клеманс понравилась очень. А какая ж шикарная Элен из Аниты Экберг, тут даже Хепберн в тени, надо посмотреть, я не видел этот фильм
Пользователь rahil_rahlenko сослался на вашу запись в записи «Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р.» в контексте: [...] трёх кинопостановок толстовского шедевра! Оригинал взят у в Война. И Мир. И стиль. И Наташа Р. [...]
Мне кажется неувязка вот в чем. Вы пишете, что для фильма искали актрису - девушку, милого озорного ребенка, и это правильно, потому что надо было играть и тринадцатилетнюю и выросшую Наташу.
Но сама Наташа у Толстого не Gamine, она просто девочка. А девочки вырастают и со временем из очаровательного, озорного, подвижного ребенка может вырасти спокойная женщина-мать.

"Все порывы Наташи объяснялись только желанием иметь детей и мужа" и это хорошо понимала ее мать, единственная, кто не удивлялся переменам произошедшим в Наташе.)
А как она беспокоилась за девочку Наташу, и мы знаем, что не напрасно.
У ТОлстого в словаре нет слова сексуальность или что-то в этом роде, но мы-то понимаем, что за огонь горел в девочке Наташе.
Она получила то, чего бессознательно желала, и огонь погас.

У вас очень интересные посты. Спасибо.
согласна с вами полностью.

na_shpilke

8 years ago

twombli

8 years ago

Это жажда жизни, специфическая любовь к ней, когда отдают себя на ее пропитание - Наташа невероятно проникается всем и вся. То она танцует как девушка из совершенно чуждой ей социальной среды, то проникается благородством Болконского, то распутной страстью другого, то детьми и мужем. Она как плодородная почва (теплая и рыхлая) - какое семя попало, такое и взошло. Она себя не сознает - ее как бы и нет вовсе.
Это подчеркивается холодным эгоизмом "токсичной" Элен, зацикленной на себе и воспринимающей окружающее, как потенциальную добычу.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • "Белый лотос": тот самый 1%

    То время года, когда летние впечатления уже так далеко, что снова хочется в тепло и к морю. Хотя бы через экран, если невозможно в реале. И вот…

  • ДИВА: типаж & стиль

    Дива, на мой взгляд, одно из лучших воплощений сильной женщины, в современной культуре. Восходящий к образам легендарных оперных певиц, образ Дивы…

  • В стиле "правильных" ценностей - имидж "настоящей леди"

    Таких женщин мы так часто видим на экране, что сегодня это один из самых узнаваемых образов, связанный со статусом, ["старыми"] деньгами и потому -…