na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Categories:

Война и Мир. И стиль - образ Элен

Подробно разобрать образ этой красавицы я собиралась уже давно. А на этой неделе получила наконец "волшебный пендель",  когда готовила анализ фигуры для одной из своих клиенток и написала, что геометрия её внешности гармонирует с точеным и четким силуэтом - лаконичность, которую предвосхитили еще наряды древних египтян. А в качестве противовеса я упомянула силуэт нарядов классической античности - более плавный и мягкий за счет объемных мягких складок и драпировок. Тогда же мне и вспомнился этот образ - сами собой вспомнились "красивая голова на античных плечах", и "мраморная красота", и красота "женственная и величавая".
Да-да, речь, конечно же, о красавице княжне Элен Курагиной/Безуховой, созданной Толстым одновременно притягательной и отталкивающей. Но школьные уроки литературы для меня давно закончились, поэтому обсуждать мы будем не то, что нужно, а то, что интересно (мне, по крайней мере).
Так что отложим моральные характеристики Элен пока что в сторону (возможно, мы к ним еще вернемся) и обратимся к её внешнему облику. Тем более, что "военно-мирная" эпопея была не раз экранизирована, и проанализировать образ Элен можно не только на словах и "на пальцах", но обращаясь к героиням, воплощенным на экране.
Здесь важно отметить, что анализируя и сравнивая исполнительниц одной роли в разных фильмах, порой разных национальностей и эпох, я не задаюсь целью выявить, кто из них наиболее подходящая, а кто - тотальный "эпик фейл" хотя в этот раз именно так и получится. Мне интересно понять, почему в данном случае выбрали именно эту актрису, какие качества героини хотели подчеркнуть через её внешность, её манеру. И как следствие первого, как именно оформляли в данном случае этот типаж, и что получилось в итоге.
Итак, наша первая Элен родом из 56-го в исполнении Аниты Экберг.


Думаю, что все знают и помнят, что одним из главных качеств Элен была её всепобеждающая и манящая физическая красота. В экранизации 56-го сконцентрироваться решили как раз на "манящести", на ничем не прикрытой сексуальности. Посмотрите на лицо Аниты с большим чувственным ртом, с "кошачьими" глазами, еще больше подчеркнутыми макияжем, на её женственную фигуру с большой грудью.
Как и задумывал Толстой, в этой героине действительно много телесного, плотского. Однако, это плотское здесь отчасти вытеснило другое качество, к которому часто возвращается в книге автор - схожесть Элен с античной мраморной статуей, со свойственной этой статуе величественностью и статичностью, с бесчувственностью. Красота Аниты Экберг более эмоциональная и чувственная, в том числе из-за её чувственных крупных губ (именно рот ассоциируется на лице с чувственностью), не отчужденная. Такую женщину  легко представить на обложке западного мужского журнала:
А еще в красоте Элен-Аниты нет той "русскости", о которой упоминал в контексте Элен Толстой: «… затемняя своей тяжелой, так называемой русской красотой утонченных польских дам».Эта красота действительно "тяжелая", но чертам такого лица, хотя и крупным, не свойственная мягкость и расслабленность славянок, есть в ней некоторый намек на опасность/хищность. И как следствие не всегда такому лицу свойственно "мраморное спокойствие".
И опять же скажу - это не русское лицо. Возможно, поэтому в одном из кадров мы видим Элен в экзотическом тюрбане - это должно создать контраст между восточным и европейским, подчеркивая в Элен последнее, делая её к глазах зрителя более русской (*замечание на заметку всем явно-славянским читательницам, любительницам экзотических аксессуаров):
В других костюмах Элен также можно наблюдать больше эмоций и жизни. И это, если задуматься, сильно отличает Элен, описанную Толстым от Элен экранизированной. Толстой писал, что Элен, осознавая всю сокрушительную силу своей красоты, порой даже испытывала неловкость, и явно не испытывала нужды приукрашивать - её вещи были простыми, гладкими, и опять же, классически-статичными. В свою очередь замысловатые укладки, обилие отделки платья, детали - цветы, украшения, рисунок, вносят некоторую суету в подобный образ, подчеркивают, что женщина не полагается исключительно на природу, она еще дополнительно старается (и это видно). Так что в таком виде Элен не величественноая колонна, она очень даже живая (*и цветущая :)):
Её образ получается очень женственным, красивым, но при этом не величаво-статичным, не классически-античным, но более деятельным, живым, эмоциональным. Это не женщина, которая ждет, что с ней все случится, что ей все принесут и подадут. Эта женщина готова действовать. Мне она напомнила французских героинь - с теми же "кошачьими" глазами, обильно украшенными платьями и склонностью к интригам:
И для сравнения посмотрите на следующий образ:
Это все еще Анита Экберг, все еще во время съемок "Войны и Мира", но здесь в светлом однотонном платье простого и плавного силуэта, имитирующем античный наряд, с гладкой тяжелой прической, без большого количества деталей. В подобном оформлении, её лицо, возможно, не выглядит более русским, но оно кажется более классическим, и весь образ теперь выглядит более величественным, статным. Здесь, смотря на фото, можно предположить и то, о чем писал Толстой о дополнительных качествах Элен - что эта женщина не ходит, она "плывет" среди мужчин, как среди расставленных по комнате стульев. Смена платья - и вот уже более точная интерпретация литературного образа.
По этому же принципу, к слову, был создан костюм оперной версии - тот же классический силуэт и та же величествернность:
Следующим номером нашей программы - главная Элен Совесткого Союза Ирина Скобцева.
Сложно спорить, что то, как выглядит эта Элен, и как в большинстве случаев оформлена её внешность, гораздо меньше эмоций,  чувственности, больше холодной величественности и русской стати. Эта Элен часто действительно подобна мощной мраморной колонне.
Так, черты лица Ирины Скобцевой более пропорциональны, чем у Аниты Экберг - нет ни манящих "кошачьих" глаз, крупного чувственного рта и итальянского предчувствия скандала (хотя Экберг из Скандинавии). И при этом лицо Скобцевой мягкое, гладкое, но не рыхлое - черты на лице четко прочерчены, прямая линия носа. Как раз это ближе к классической "мраморной" красоте античности:
Отсюда и величественность, и "мраморность" и даже статичность красивой, но всегда одинаковой статуи, свойственные Элен. Плюс округлая плавность, подчеркиваемая открытыми округлыми плечами и округлой формы глубокими вырезами.
Оформление  внешности этой Элен костюмами и прическами, возможно, слишком буквальное. Её укладки всегда одновременно объемные и очень гладкие, без завитков, без выбившихся прядей (= статичность, подобие статуе):
Её платья однотонные, простого кроя, с небольшим количеством деталей:
Эти  однотонность и простота превращают Элен (как и хотел Толстой) в статную колонну, в женщину, которая осознает свою природную силу и не испытывает необходимости дополнительно "искусственно" её усиливать (ибо не нужно). И этой же "колонностью" нарядов художники избегают впечатления рыхлости, к которой склонны мягкие и не хрупкие славянские фигуры.
Обратите внимание на форму украшений Элен - крупный гладкий круглый жемчуг и диадема из плавных "волн" - опять подчеркивающих плавность и гладкость подобной "тяжелой" женственной красоты.
В 2007 вышла последняя экранизация "Войны и Мира", где Элен воплощала итальянка Violante Placido:
Violante - очень красивая женщина, но её красота опять удаляет нас от мраморной величественной красоты толстовской Элен Курагиной. Ее черты лица не просто сигнализируют о личности более эмоциональной и активной, но при определенном ракурсе в них проявляется некоторая хищность (посмотрите внимательно на форму крыльев носа и верхнюю губу, придающих ей некоторое сходство с птицей или ящерицей).
Это, равно как и более стройное телосложение (сравните с Экберг и Скобцевой) предвосхищает совсем иную пластику движений, более порывистую, быструю, менее плавную. И опять же, в красоте этой актрисы нет ни "русскости", ни тяжести.
В отличие от той же Аниты Экберг, эта Элен гораздо боле современная femme fatale (возможно, таким образом создатели хотели сделать её более понятной современному зрителю) - она уже не только призывно улыбыется с обложки, но сходит со страниц журнала и активно интригует и соблазняет:
Художники по костюмам с удовольствием это подчеркивают. Элен вдруг появляется в огненно-алом платье (*представьте подобное платье на Экберг и вы получитие Jessica Rabbit, представьте в подобном платье Ирину Скобцеву...получается?):
И в шляпе с объемным плюмажем:
В отличие от предыдущей, эта Элен чувствует необходимость и украшать, и подчеркивать, и быть куда более подвижной и активной. Она также значительно более эмоциональна. Такая Элен выглядит не томной светской львицей, а по крайней мере царской шпионкой. Вот здесь любители сделали клип о её персонаже - впечатление, что "Война и Мир" - остросюжетный детектив :)
Получается, что Элен - дама не только привлекательная, но и весьма активная, с претензией на роковую женщину, интригантка. А так как намек на хищность и опасность в её внешности есть, понятно, почему вот такое романтично-кружевное "невинное" платье выглядит на ней не как трогательный свадебный наряд, а как исподнее:
В общем нет - это снова не плывущая по бальной зале "мраморная" женщина, подавляющая всех своей статностью и красотой. Эта Элен другая.
А напоследок, так как тема этого журнала в том числе стиль, я хочу показать, какой видится мне типаж Элен в отношении нарядов в её величественности, статности и красоте образца века 21-го. Естественно, я сосредоточилать лишь на её положительных качествах - статность, плавность, женственность, красота:






И конечно же, будет продолжение, так что stay tuned...

Tags: tv-lishious, стиль, типажи
Subscribe

  • В стиле "правильных" ценностей - имидж "настоящей леди"

    Таких женщин мы так часто видим на экране, что сегодня это один из самых узнаваемых образов, связанный со статусом, ["старыми"] деньгами и потому -…

  • Типаж: Леди-босс

    Продолжаю разбирать типажи сильных женщин в современной культуре и на экране (начало здесь & здесь). Сегодня смотрим на героинь, чья сила не…

  • Архетип "сильная женщина"

    Сегодняшний пост на одну из моих любимых тем - поговорим об образе (и стиле) сильной женщины на экране. Сильная женщина как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Я почему-то вспоминал Диану Крюгер и ее Елену Прекрасную. Кстати, она для этой роли поправилась. Мне кажется, этот от случай, когда вес имеет значение...
о, вес имеет очень даже большое значение!
Спасибо большое, очень интересно... как всегда!
Скобцева, на мой взгляд, просто единственная по-настоящему красивая и русская женщина из всех исполнительниц - Экберг очень чувственна и сексапильна, но вряд ли она уж такая настоящая красавица, а итальянка - как-то мелковата лицом, да и фигурой тоже. Но это, натурально, лишь моя личная точка зрения!)
Да, и хотела уточнить - на фото, которым Вы иллюстрируете оперный вариант стиля Элен, все же, по-моему, Тамара Синявская, а не Елена Образцова... простите за занудство))))
да, вы правы - Образцова пела Марью, а не Элен
очень интересно! действительно, все разные
"египтят" - какая милая опечатка. так и представляются маленькие хорошенькие египтята :)
:))
очень нравится Вас читать! спасибо большое.
не очень только поняла, в образе Элен XXI века Вам видится дама +size, если считать современными реалиями или это просто совпадение?
нет, не совпадение - Толстой описывает Элен как полную (у Элен "полная рука", "округлые плечи", "голова на античных плечах) статную, плавную женщину, её красота "тяжелая", подавляющая - размера 0-4 это просто не под сил :)
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Скобцева какая-то "отполированная". Настолько приглаженная, что не вызывает никаких чувств.
буквальное прочтение образа :)

mimafi

8 years ago

анита эксберг- рулит!!!
+1, если судить по фото, то Анита Экберг больше всего соответствует моим личным представлениям об Элен.
Большое спасибо! Очень интересно, как всегда. А как же Кристина Хендрикс? Куда смотрят режиссеры?
А мне кажется, у нее лицо не "Эленистое", слишком лисичковое...

na_shpilke

8 years ago

mimafi

8 years ago

Скобцева ужасна. Любовь режиссера к своей жене понятна, но она же выглядит не как Элен, а как ее бабушка. Тут все вопросы стиля отходят на второй план.
Итальянка - тоже мискастинг, слишком худая, слишком современное лицо. В итоге из этих троих Экберг хоть как-то приближается к книжному образу, хотя, конечно, идеально в него не попадает. Вот молодая Алла Ларионова была бы стопроцентной Элен.
Согласна, то же самое написать нашла. Элен по книге, если не ошибаюсь, около 23 лет. Скобцева здесь выглядит цветущей, здоровой, красивой 35-летней женщиной. А это не опера, где определенные скоки вбок во имя музыки допустимы.

Но Анита Экберг мне тоже как-то не особо... Мне кажется, молодая Ким Бэссинджер была бы хороша.

gorgonamedusa

8 years ago

ztatyan28

8 years ago

Аниты Экберг из всех представленных самая, самая... Скобцева, рыхлая, толстая и старая, выглядит на 50 лет. Хотя когда я смотрела этот фильм в детстве она мне казалась красивой.

Suspended comment

na_shpilke

8 years ago

marinatitarenko

8 years ago

Я с оффтопом:
1. как называется стиль: длинная однотонная юбка, отличающиеся по цвету ботинки, не слишком женственные, кожаная куртка в тон ботинок и крупный шарф. Я кажется это где-то видела фотосессией, юбка была черная а ботинки и куртка песочные. Вспомнила и стала бредить, все в таком осеннее-декадансовом стиле.
2. Очень бы хотелось увидеть у вас посты про атмосферные вещи и как подбирать к ним одежду. Ну и как обычные вещи одевать так, что б они были атмосферными))

na_shpilke

May 13 2013, 10:36:32 UTC 8 years ago Edited:  May 13 2013, 10:46:30 UTC

вы бы фото этого образа приложили, чтобы было потянто, какие материалы задействованы, на какой девушке надеты.
если юбка трикотажная, то образ мог быть с отголоском гранджа, что-то вроде этого, может:
http://www.bloglovin.com/frame?post=645954991&blog=1754532&link=aHR0cDovL3d3dy5tYWRkaW5rYS5jb20vMjAxMi8xMS9jYXN1YWwtZnJpZGF5Lmh0bWw&group=0&frame_type=a

lampure

8 years ago

вау, это очень круто! надо восполнять пробелы с просмотрами фильмов, 2 из 3 экранизаций я не смотрела, и за это вам тоже спасибо1)
спасибо!
Редко комментирую, но всегда с наслаждением читаю Ваши посты с разборами кино-образов. И ценю их не только за профессиональный и вдумчивый подход к стилю, но и за Ваш замечательный слог и общую, столь редкую сейчас "окультуренность" :) Спасибо большое!
большое спасибо, очень рада слышать :)
я никогда не комментировала, но всегда с удовольствие читаю ваши посты - все безумно интересно! спасибо!
с радостью ))
А для меня лучше Скобцевой нет. Спасибо за пост.
Согласен с Вами.

na_shpilke

8 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • В стиле "правильных" ценностей - имидж "настоящей леди"

    Таких женщин мы так часто видим на экране, что сегодня это один из самых узнаваемых образов, связанный со статусом, ["старыми"] деньгами и потому -…

  • Типаж: Леди-босс

    Продолжаю разбирать типажи сильных женщин в современной культуре и на экране (начало здесь & здесь). Сегодня смотрим на героинь, чья сила не…

  • Архетип "сильная женщина"

    Сегодняшний пост на одну из моих любимых тем - поговорим об образе (и стиле) сильной женщины на экране. Сильная женщина как…