na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Categories:

Война и Мир. И стиль - образ Элен

Подробно разобрать образ этой красавицы я собиралась уже давно. А на этой неделе получила наконец "волшебный пендель",  когда готовила анализ фигуры для одной из своих клиенток и написала, что геометрия её внешности гармонирует с точеным и четким силуэтом - лаконичность, которую предвосхитили еще наряды древних египтян. А в качестве противовеса я упомянула силуэт нарядов классической античности - более плавный и мягкий за счет объемных мягких складок и драпировок. Тогда же мне и вспомнился этот образ - сами собой вспомнились "красивая голова на античных плечах", и "мраморная красота", и красота "женственная и величавая".
Да-да, речь, конечно же, о красавице княжне Элен Курагиной/Безуховой, созданной Толстым одновременно притягательной и отталкивающей. Но школьные уроки литературы для меня давно закончились, поэтому обсуждать мы будем не то, что нужно, а то, что интересно (мне, по крайней мере).
Так что отложим моральные характеристики Элен пока что в сторону (возможно, мы к ним еще вернемся) и обратимся к её внешнему облику. Тем более, что "военно-мирная" эпопея была не раз экранизирована, и проанализировать образ Элен можно не только на словах и "на пальцах", но обращаясь к героиням, воплощенным на экране.
Здесь важно отметить, что анализируя и сравнивая исполнительниц одной роли в разных фильмах, порой разных национальностей и эпох, я не задаюсь целью выявить, кто из них наиболее подходящая, а кто - тотальный "эпик фейл" хотя в этот раз именно так и получится. Мне интересно понять, почему в данном случае выбрали именно эту актрису, какие качества героини хотели подчеркнуть через её внешность, её манеру. И как следствие первого, как именно оформляли в данном случае этот типаж, и что получилось в итоге.
Итак, наша первая Элен родом из 56-го в исполнении Аниты Экберг.


Думаю, что все знают и помнят, что одним из главных качеств Элен была её всепобеждающая и манящая физическая красота. В экранизации 56-го сконцентрироваться решили как раз на "манящести", на ничем не прикрытой сексуальности. Посмотрите на лицо Аниты с большим чувственным ртом, с "кошачьими" глазами, еще больше подчеркнутыми макияжем, на её женственную фигуру с большой грудью.
Как и задумывал Толстой, в этой героине действительно много телесного, плотского. Однако, это плотское здесь отчасти вытеснило другое качество, к которому часто возвращается в книге автор - схожесть Элен с античной мраморной статуей, со свойственной этой статуе величественностью и статичностью, с бесчувственностью. Красота Аниты Экберг более эмоциональная и чувственная, в том числе из-за её чувственных крупных губ (именно рот ассоциируется на лице с чувственностью), не отчужденная. Такую женщину  легко представить на обложке западного мужского журнала:
А еще в красоте Элен-Аниты нет той "русскости", о которой упоминал в контексте Элен Толстой: «… затемняя своей тяжелой, так называемой русской красотой утонченных польских дам».Эта красота действительно "тяжелая", но чертам такого лица, хотя и крупным, не свойственная мягкость и расслабленность славянок, есть в ней некоторый намек на опасность/хищность. И как следствие не всегда такому лицу свойственно "мраморное спокойствие".
И опять же скажу - это не русское лицо. Возможно, поэтому в одном из кадров мы видим Элен в экзотическом тюрбане - это должно создать контраст между восточным и европейским, подчеркивая в Элен последнее, делая её к глазах зрителя более русской (*замечание на заметку всем явно-славянским читательницам, любительницам экзотических аксессуаров):
В других костюмах Элен также можно наблюдать больше эмоций и жизни. И это, если задуматься, сильно отличает Элен, описанную Толстым от Элен экранизированной. Толстой писал, что Элен, осознавая всю сокрушительную силу своей красоты, порой даже испытывала неловкость, и явно не испытывала нужды приукрашивать - её вещи были простыми, гладкими, и опять же, классически-статичными. В свою очередь замысловатые укладки, обилие отделки платья, детали - цветы, украшения, рисунок, вносят некоторую суету в подобный образ, подчеркивают, что женщина не полагается исключительно на природу, она еще дополнительно старается (и это видно). Так что в таком виде Элен не величественноая колонна, она очень даже живая (*и цветущая :)):
Её образ получается очень женственным, красивым, но при этом не величаво-статичным, не классически-античным, но более деятельным, живым, эмоциональным. Это не женщина, которая ждет, что с ней все случится, что ей все принесут и подадут. Эта женщина готова действовать. Мне она напомнила французских героинь - с теми же "кошачьими" глазами, обильно украшенными платьями и склонностью к интригам:
И для сравнения посмотрите на следующий образ:
Это все еще Анита Экберг, все еще во время съемок "Войны и Мира", но здесь в светлом однотонном платье простого и плавного силуэта, имитирующем античный наряд, с гладкой тяжелой прической, без большого количества деталей. В подобном оформлении, её лицо, возможно, не выглядит более русским, но оно кажется более классическим, и весь образ теперь выглядит более величественным, статным. Здесь, смотря на фото, можно предположить и то, о чем писал Толстой о дополнительных качествах Элен - что эта женщина не ходит, она "плывет" среди мужчин, как среди расставленных по комнате стульев. Смена платья - и вот уже более точная интерпретация литературного образа.
По этому же принципу, к слову, был создан костюм оперной версии - тот же классический силуэт и та же величествернность:
Следующим номером нашей программы - главная Элен Совесткого Союза Ирина Скобцева.
Сложно спорить, что то, как выглядит эта Элен, и как в большинстве случаев оформлена её внешность, гораздо меньше эмоций,  чувственности, больше холодной величественности и русской стати. Эта Элен часто действительно подобна мощной мраморной колонне.
Так, черты лица Ирины Скобцевой более пропорциональны, чем у Аниты Экберг - нет ни манящих "кошачьих" глаз, крупного чувственного рта и итальянского предчувствия скандала (хотя Экберг из Скандинавии). И при этом лицо Скобцевой мягкое, гладкое, но не рыхлое - черты на лице четко прочерчены, прямая линия носа. Как раз это ближе к классической "мраморной" красоте античности:
Отсюда и величественность, и "мраморность" и даже статичность красивой, но всегда одинаковой статуи, свойственные Элен. Плюс округлая плавность, подчеркиваемая открытыми округлыми плечами и округлой формы глубокими вырезами.
Оформление  внешности этой Элен костюмами и прическами, возможно, слишком буквальное. Её укладки всегда одновременно объемные и очень гладкие, без завитков, без выбившихся прядей (= статичность, подобие статуе):
Её платья однотонные, простого кроя, с небольшим количеством деталей:
Эти  однотонность и простота превращают Элен (как и хотел Толстой) в статную колонну, в женщину, которая осознает свою природную силу и не испытывает необходимости дополнительно "искусственно" её усиливать (ибо не нужно). И этой же "колонностью" нарядов художники избегают впечатления рыхлости, к которой склонны мягкие и не хрупкие славянские фигуры.
Обратите внимание на форму украшений Элен - крупный гладкий круглый жемчуг и диадема из плавных "волн" - опять подчеркивающих плавность и гладкость подобной "тяжелой" женственной красоты.
В 2007 вышла последняя экранизация "Войны и Мира", где Элен воплощала итальянка Violante Placido:
Violante - очень красивая женщина, но её красота опять удаляет нас от мраморной величественной красоты толстовской Элен Курагиной. Ее черты лица не просто сигнализируют о личности более эмоциональной и активной, но при определенном ракурсе в них проявляется некоторая хищность (посмотрите внимательно на форму крыльев носа и верхнюю губу, придающих ей некоторое сходство с птицей или ящерицей).
Это, равно как и более стройное телосложение (сравните с Экберг и Скобцевой) предвосхищает совсем иную пластику движений, более порывистую, быструю, менее плавную. И опять же, в красоте этой актрисы нет ни "русскости", ни тяжести.
В отличие от той же Аниты Экберг, эта Элен гораздо боле современная femme fatale (возможно, таким образом создатели хотели сделать её более понятной современному зрителю) - она уже не только призывно улыбыется с обложки, но сходит со страниц журнала и активно интригует и соблазняет:
Художники по костюмам с удовольствием это подчеркивают. Элен вдруг появляется в огненно-алом платье (*представьте подобное платье на Экберг и вы получитие Jessica Rabbit, представьте в подобном платье Ирину Скобцеву...получается?):
И в шляпе с объемным плюмажем:
В отличие от предыдущей, эта Элен чувствует необходимость и украшать, и подчеркивать, и быть куда более подвижной и активной. Она также значительно более эмоциональна. Такая Элен выглядит не томной светской львицей, а по крайней мере царской шпионкой. Вот здесь любители сделали клип о её персонаже - впечатление, что "Война и Мир" - остросюжетный детектив :)
Получается, что Элен - дама не только привлекательная, но и весьма активная, с претензией на роковую женщину, интригантка. А так как намек на хищность и опасность в её внешности есть, понятно, почему вот такое романтично-кружевное "невинное" платье выглядит на ней не как трогательный свадебный наряд, а как исподнее:
В общем нет - это снова не плывущая по бальной зале "мраморная" женщина, подавляющая всех своей статностью и красотой. Эта Элен другая.
А напоследок, так как тема этого журнала в том числе стиль, я хочу показать, какой видится мне типаж Элен в отношении нарядов в её величественности, статности и красоте образца века 21-го. Естественно, я сосредоточилать лишь на её положительных качествах - статность, плавность, женственность, красота:






И конечно же, будет продолжение, так что stay tuned...

Tags: tv-lishious, стиль, типажи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →