na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Categories:

Стильные метаморфозы "Ивана Васильевича"

Так получилось, что "по долгу службы" мне часто приходится иметь дело с метаморфозами. Большими или поменьше, но как я надеюсь, всегда в лучшую сторону. Наверное поэтому меня уже много лет привлекают фильмы о стильно-внешних метаморфозах (о чем я как-то раз уже здесь писала, и еще здесь). Процесс в таких фильмах в большинстве случаев развивается по-хорошему стандартно, по нарастающей. Однако буквально позавчера я наблюдала его в обратном направлении, причем в абсолютно неожиданном, и от того еще более интересном, контексте.
В последние годы (в силу профессии) внимание на костюмы кино-героев и то, что они могут рассказать зрителю, я обращаю сходу. Однако, если если речь идет о чем-то добро-старом, с привкусом детства, увидеть вещи в новом ключе помогает только незамыленный и несколько лет отдыхавший от ностальгии глаз. Так случилось со мной позавчера, когда, щелкнув пультом, я вызвала на экран духов прошлого в виде героев комедии Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию".  Мне потребовалось лет семь "отпуска" и смена рода деятельности, чтобы наконец увидеть, насколько стильно-гламурным является на деле этот фильм, особенно в образе кино-зины -дивы Зины. И как вы можете догадаться, происходит это совсем не случайно.
Создатели "Ивана Васильевича" не зря опасались, что снимают фильм "на полку" (ходят даже слухи, что именно по этой причине от главной роли грозного царя отказался в свое время Юрий Никулин). И дело здесь не только в politically incorrect шуточках и намеках. Если смотреть фильм внимательно, не сложно разглядеть неоднозначное отношение к той гламурной жизни, которая должна бы быть неприемлема и чужда советским строителям светлого будущего. Но разберем все по-порядку...
Если вы помните, начинается фильм в реальности, где изобретатель Шурик трудится над машиной времени. Шуриковы реальные трудовые будни представлены нам без изысков, в черно-белом свете. И сам Шурик (и его одежда) - живое воплощение сей идеи:
Рубашка в черно-белую клетку + большие geek-овские очки = отражение шуриковского персонажа, правильный научный работник,  следующий инскрукциям. В простом ансамбле можно увидеть это все: очки, традиционно являющиеся формой "ботаника", клетка, то ли рисующая ассоциации со школьно-трудовой одеждой, то ли напоминающей, что изначально квадрат - символ устойчивости, стабильности, постоянства. Так и Шурик, в противовес тому же изворотливому и креативному Милославскому, одетому по последней моде, несет свою стабильную черно-белую клетку постоянства с собой, в том числе и в гламурный сон:
И здесь первым и главным стильным "противовесом" является несомненно жена Шурика дива-Зина:

В противовес мужу Зина носит яркие сочные цвета, Причем, цвета в её нарядах расположены крупными блоками, обеспечивающими настоящий "эффект присутствия", с чем часто не могут справится цвета, расположенные в мелком рисунке и на светлом фоне. Особенно с подобного рода несколько "кукольным" лицом, что и использовалось художниками для актрисы Селезневой раннее:
Но не в "Иване Васильевиче". Здесь образ Зины должен был быть яркий, роковой, что при её типаже вовсе не само-собой разумеющееся. Надевая на Селезневу традиционно "роковые" наряды, можно было бы "затереть" её, отвлечь внимание от самой актрисы  и её персонажа на наряд, что в определенной мере лишило бы дело смысла. Вместо этого художники (среди которых, кстати, был и Слава Зайцев) сделали наряды Зины яркими ровно в той степени, чтобы это не соперничало с её внешностью, добавив интригу при помощи неожиданностей, в частности вот в этом платье - полностью закрытом сверху, но с расширяющимися рукавами и с неожиданно открывающей ноги двойной юбкой:
А так как Зина в шуриковском сне - один из основных символов гламура, то и наряды её не только яркие, но и модные для своего времени. Ярко-красное мини с намеком на морскую тематику (не зря же съемка ведется и песня поется на фоне моря):
Или белоснежный брючный костюм с длинными расклешенными штанинами:
К костюму Зины тоже прилагается шляпа. Но для того, чтобы показать, что ансамбль собран усилиями и стараниями, все аксессуары, включая чемодан, одного и яркого (т.е. заметного) цвета:
Таким образом получается классический matchy-match и как бы усмешка рядовых граждан над стараниями гламурной дамочки быть остро-модной в стиле "я так трудилась, так старалась, что даже чемодан под цвет шляпы подобрала, не говоря уже о бусах и перчатках".
Правда, особенно интересным лично мне показалась следующая ассоциация, возникшая при просмотре вот этого кадра:
Внимательно присмотритесь в обеим девушкам - они вам никого не напоминают? :)


Если бы я проверила, что раскручиваться ABBА стала уже к концу 73-го, а настоящую популярность набрала уже после победы на "Евровидиние-74", то подумала бы, что образ энергичной успешной и поющей Зины был вдохновлен именно ею:
Не говоря уже о том, что помимо музыкального ABBA наверняка была феноменом модным. Однако фильм "Иван Васильевич" был закончен в 73, так что еще не известно, кто и кем вдохновлялся :)
И вот когда все это стильное великолепие достигает своего апогея, сон инженера некстати заканчивается, представляя нам "настоящую" Зину - под стать своему настоящему Шурику:
Здесь между Зиной и Шуриком даже на уровне их нарядов существует полнейшая гармония: оба одеты к клетку, оба в очках, крой зининого платья дублирует рубашку Шурика, и оба они гармонируют с реальностью черно-белых будней:
Радует, что в их случае семейное счастье все-таки не в гламуре, и никакая клетка ему не помеха :)

Tags: tv-lishious, мода, стиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →