na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Categories:
  • Mood:

Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?

В последнее время френдлента все чаще обсуждает два вопроса: конец света и образы Анны Карениной. И если по поводу первого  сказать мне абсолютно нечего, кроме как "поживем - увидим", то касательно второго я искренне благодарна мистеру Райту (режиссеру последней экранизации), за то что снова вынес эту тему на повестку. Выскажусь с удовольствием.
Итак, Анна... Толтой говорил, что её персонаж был задуман, дабы стать его женским портретом. А она возьми и превратись в символ русской женской судьбы. Да еще и на столетия вперед. Да так лихо, что пережить эту судьбу стремится сегодня каждая вторая актриса по обе стороны Атлантического океана. А то и каждая первая, о чем красноречиво свидетельствует тот факт, что роман Толстого экранизировали больше 30-ти раз, а театральных постановок и не счесть вовсе.
Нередко сталкиваясь с рассуждениями типа "какая же именно Анна настоящая?" - какой актрисе это действительно удалось, а какая - всего лишь самозванка и никакой Карениной от неё и не пахнет, здесь я не ставлю подобной задачи ну может, совсем чуть-чуть, даже наобророт! Я честно считаю, что раз речь идет о символе, то Анна у каждого может быть своя, пусть и опирающаяся на общие столпы типажа и образа. Так что гораздо интереснее посмотреть, как в зависимости от интерпретации её истории, подбирается и меняется сама Анна и её облик.
Но как ни крути, общие рамки типажа Анны есть и созданны они были самим Толстым:
Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке.
Внешним прототипом Карениной стала Мария Гартунг (Пушкина) - дочь Александра Пушкина:
К этому образу, на мой взгляд, особенно близка советская Каренина Татьяна Самойлова:


Мария Пушкина, судя по портрету, довольно точно унаследовала черты своего отца, который, как мы помним, славянином вовсе не был, что весьма явно проявилось и в его внешности. Видны эти экзотические южные нотки и во внешности его дочери. Они же проскальзывают во внешности Самойловой: в разрезе глаз, форме губ и скул. И даже в свойственной её лицу (при определенных ракурсах) некоторой надменности восточной принцессы:

На фоне окружающих она выглядит настоящим тропическим цветком - необычным и непривычным:
И её макияж и костюмы аккуратно это подчеркивают: загибающиеся к верху "стрелки" на верхнем веке подчеркивают миндалевидную форму глаз и их легкую раскосость; очень осторожно используются вышивка и кружево, ибо подобная внешность требует определенной степени лаконичности. По этой же причине меха, в которые кутается Каренина-Самойлова это норка - густой, но коротковорсный мех, который позволяет женщине этого типажа выглядеть дорого и элегантно, а не баХато:
И пожалуй, самым неудачным является белый наряд Самойловой, где сложная прическа + мех + тюлевый бант и высокие перчатки на фоне её внешности, превращают актрису не в элегантную Каренину, а в восточную невесту.
А возвращаясь к образу в целом, вполне возможно, что это и есть сердце данной интерпретации: Анна вовсе не была грешной или испорченной, поэтому печальный исход вовсе не был её наказанием. Она изначально была, не такой как все -  слишком экзотической  для своего времени и общестава, а потому и не вписалась в рамки. Ей для жизни и процветания нужны были совсем другие условия, а если их нет, твоя судьба - гибель на морозе. В этом несомненно есть расхождение с замыслом Толстого, и одновременная романтизация образа Карениной. Возможно, так в Советском Союзе хотели привлечь массы к классике.
И совсем по-иному воспринимается другая русская Каренина - тоже Татьяна, но Друбич:
В её лице уже нет экзотических нот "тысяча и одной ночи", но благодаря этому такая Каренина становится гораздо ближе в смысловому портрету, нарисованному Толстым. У Татьяны Друбич красивое лицо с правильными и довольно округлыми чертами. И только линия губ привностит элемент силы, стойкости. Но он здесь явно не доминантен.
Такому лицу особенно хороши безмятежность, спокойствие, а сильное страдание его искажает. Точно также как уход от мужа к любовнику исказил и саму Анну.  Для подобного лица выражение нервозности и бесспокойства не является естественным, так же как "жизнь во грехе" не естественна для Карениной. Ввиду чего и трагический исход.
Куда органичней выглядит на таких лицах выражение тихой грусти, которая и могла бы быть на лице Анны, оставайся она в законном браке, пусть и с нелюбимым мужем.
Во многом схож с Друбич и ей Карениной западный вариант в исполнении Софи Марсо. 
Опять же - лицо плавное и округлое (более плавное, чем у Друбич), прекрасное в своем спокойствии:
Здесь тоже нет никакой экзотичности (как у Самойловой). Что позволило ходожникам по костюмам быть гораздо смелее. Есть в нарядах Марсо некоторое стремление подчеркнуть её "русскость", как бы убедить зрителя, что именно она и есть настоящая Анна. Нет, это конечно не кокошники - русская душа проявляется в нарядах через обильное украшательство, любовь к богатому декору, к анти-минимализму, которая столь свойственна русским: здесь более пышный мех, крупные сложные украшения, рюши, сочетание черного с золотом, камеи. А т.к. внешность у Софи Марсо европейская, она все эти приемы выдерживает достойно:


 
Или почти достойно, но здесь вина все-таки не актрисы, ибо художник все же не удержался и возрузил на её голову этот странный кокошник:
А оденьте в такой наряд Каренину-Самойлову, и получится Шахерезада:
В любом случае, типажи Друбич и Марсо показывают совсем другую Каренину - сломленную чувством собственной вины и общественным осуждением, пытающихся противостоять, но не выдерживающих напора. Их образы не столь романтизированы, как образ Самойловой. Если образ последней, образ аутсайдера, изначально не вписывающийся в общественные рамки, то образы первых говорять, что они вполне могли бы  жить по уставу, лишь предаваясь "светлой грусти", но избегая сильных потрясений и чувств, которые их и сломили.
И наконец Анна последняя, актуальная:
В промо к экранизации звучит выражение "новая интерпретация". И я ни на минуту в этом не сомневаюсь. И не только потому, что фильм снят скорее в формате мюзикла, но из-за совсем другого образа Анны. Не будет заострять внимание на том, является ли Кира Найтли слишком молодой, слишком худой или слишком не-русской, чтобы играть Каренину. Лучше посмотрим на кое-что другое - на её черты и типаж. В отличие от предыдущих Карениных, у Найтли совсем не спокойное лицо. В её мимике и чертах все время скользит неврозность. Как раз не спокойствие, а бесспокойство кажется её нормальным состоянием - она то, что называется restless. Наверное поэтому далеко не всем близка её манера игры - со слишком подвижной мимикой и даже некоторой истеричностью, с ощущением, что она все время на грани. Наверное поэтому именно её пригласили сыграть психически неуравновешенную пациентку Юнга в "Опасном методе". 
Этими бесспокойством и неуравновешенностью Найтли зарядила и свою Анну. Теперь это женщина, которая изначально ищет повод к страданию, ибо как раз такое состояние для нее более естественно. В отличие от Анны-Друбич и Анны-Марсо, для Найтли-Карениной спокойствие и размеренность не нормальны, её не пугает накал страстей, он её подпитывает. Такой человек как наркоман упивается своими страданиями. А трагическая развязка это результат чрезмерного накала, когда физически нет возможности его выдерживать. Опять же, другой типаж - другая Анна.
Смортя на такое лицо, появляется чувство, что человек к любой момент готов либо зарыдать, либо взорваться истерическим смехом, либо сорваться на крик:
И костюмы здесь, естественно, ей под стать - более театральные, драматичные, over the top, с легким ощущением современности и истерии: густые и пышные объемные меха, перья, шляпы, вышивка золотой нитью. И побольше:




Вот так бывает: одна книга, один персонаж и такие разные Анны и их меха.

Tags: tv-lishious, красота, мода, стиль, типажи
Subscribe

  • "Белый лотос": тот самый 1%

    То время года, когда летние впечатления уже так далеко, что снова хочется в тепло и к морю. Хотя бы через экран, если невозможно в реале. И вот…

  • ДИВА: типаж & стиль

    Дива, на мой взгляд, одно из лучших воплощений сильной женщины, в современной культуре. Восходящий к образам легендарных оперных певиц, образ Дивы…

  • В стиле "правильных" ценностей - имидж "настоящей леди"

    Таких женщин мы так часто видим на экране, что сегодня это один из самых узнаваемых образов, связанный со статусом, ["старыми"] деньгами и потому -…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 130 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Забавно, как художники и режиссеры пытаются вдохнуть жизнь в сюжет, из которого они убирают одну из главных пружин действия, которая была заложена Толстым - опиум.
ну как можно вот так сказать: Анна Каренина была наркоманкой - противоречить глубине и ширине загадочной русской души ;)

malica_dee

8 years ago

kuguar

8 years ago

igor_dr

8 years ago

kuguar

8 years ago

igor_dr

8 years ago

kuguar

8 years ago

toujours_murr

8 years ago

primardo

8 years ago

igor_dr

8 years ago

mona_silan

8 years ago

finenaska

8 years ago

igor_dr

8 years ago

finenaska

8 years ago

malica_dee

8 years ago

kuguar

8 years ago

malica_dee

8 years ago

enery

8 years ago

primardo

8 years ago

eskivell

8 years ago

litvinovairina

8 years ago

more

8 years ago

litvinovairina

8 years ago

more

8 years ago

litvinovairina

8 years ago

more

8 years ago

litvinovairina

8 years ago

more

8 years ago

mona_silan

8 years ago

more

8 years ago

mona_silan

8 years ago

more

8 years ago

mona_silan

8 years ago

more

8 years ago

litvinovairina

8 years ago

more

8 years ago

пока конечно не видели, но думаю, Кира будет очень хороша. тк ей в принципе присущ некий трагизм в образе

а вообще то критики ее уже расхваливают
Только чего же она рот не закрывает?
Боюсь Анну в виде Найтли я не вынесу, даже смотреть не буду. Приведенные образы только лишний раз меня в этом убедили)
++
Классно :) а как вам Вивьен Ли - Анна Каренина?
Лично для меня у Ли слишком западное лицо - она выглядить как женщина, которая способна сама разобраться со своими проблемами и вынести выпавшие на её долю трудности - именно поэтому из неё получилась чудесная Скарлетт. А при такой личности самоубийство выглядит не очень правдоподобным.
Прекрасная статья получилась у Вас. Читала с удовольствием. Спасибо за содержание, отдельное спасибо - за стиль.
благодарю на комплимент тексту! очень приятно
неправдоподобные образы всё-равно. и Найтли самая нормальная среди них. Самая-самая среди кукол. Не люблю я костюмные кинофильмы - из-за их ненатуральной нарядности и чопорности.
Худовата она для Анны, ну куда таким страстям, которые завладели Анной, поместиться в таком худом тренированном теле, которому явно хозяйка - голова. Но лицо всамделе многообещающее. Надо будет посмотреть.

polar_lynx

8 years ago

more

8 years ago

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Deleted comment

рада, что было интересно ))
что касается костюмов, то тут тоже есть свои нюансы: в одних экранизациях больше налегают на историческую подлинность, в других (как в случае с Найтли) - на создание образа, а костюм - продолжение характера и интерпретации этого образа.
Вот! я никак не могла понять что же мне в Найтли-Карениной, кроме худобы, не нравится - именно эта подвижность и истеричность! Мне кажется, что в роли Настасьи Филипповны она была бы куда органичнее.
Да! Да! Хочу увидеть Найтли в роли Настасьи Филипповны. Настасья Филипповна - настоящая истеричка. Тут даже худоба смотрелась бы естественно, типа женщину сжигает ее безумие.

tamrik0

8 years ago

Браво! Люблю Вас читать.
благодарю вас!
А почему описание Карениной ограничили глазами? А фигуру помните? Полное несоответствие ни одной из актрис!)))
ну почему же - Самойлова может подойти под это описание - она не худышка, на фоне Вронского выглядить весьма невысокой и у неё округлые покатые плечи, какими Толской любил награждать своих femme-fatale - и Анну, и Элен.

igor_dr

8 years ago

more

8 years ago

kuguar

8 years ago

igor_dr

8 years ago

kuguar

8 years ago

igor_dr

8 years ago

alonsol

8 years ago

kuguar

8 years ago

по поводу первого (конца света)

https://www.youtube.com/watch?v=CWPYtu7RX8U

По поводу Анны все тонко подмечено. Ни одна деталь не упущена!

У каждой есть миг, где женщина Каренина и не Каренина.
В нашем прокате (Литва) последняя Каренина рекламируется как "романтическая комедия". Как появится, интересно будет глянуть:)
А в рекламном ролике тоже обратила внимание, что костюмы осовремененные вмеру. И очень они мне в этом виде приглянулись:)
последняя экранизация на мой взгляд как раз тем и интересна, что в ней не придерживалить исторической подлинности костюма, а делали акцент на выражении персонажа Анны через костюм, причем так, чтобы это было понятно зрителю
Интересный пост, спасибо! С Друбич я даже и не видела, кажется экранизацию. Надо не пропустить с Найтли, посмотреть обязательно, интересно как она сыграла Каренину.
Интересная интерпретация на тему "восточности".
Когда Толстого читала, помнится, там где-то действительно проскакивало про подобную примесь.

Но вот, мне всегда представлялась в роли Карениной, как ни странно, Тамара Гвердцители.
Хи, и глаза у нее не карие, а серые)

Особенно ассоциации из-за вот этой иллюстрации http://j.livelib.ru/boocover/1000463805/l/5497/L._Tolstoj__Anna_Karenina._V_dvuh_tomah._Tom_2.jpg
Сама не знаю, почему.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • "Белый лотос": тот самый 1%

    То время года, когда летние впечатления уже так далеко, что снова хочется в тепло и к морю. Хотя бы через экран, если невозможно в реале. И вот…

  • ДИВА: типаж & стиль

    Дива, на мой взгляд, одно из лучших воплощений сильной женщины, в современной культуре. Восходящий к образам легендарных оперных певиц, образ Дивы…

  • В стиле "правильных" ценностей - имидж "настоящей леди"

    Таких женщин мы так часто видим на экране, что сегодня это один из самых узнаваемых образов, связанный со статусом, ["старыми"] деньгами и потому -…