na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Categories:

"ЖЗЛ" глазами Рубиной

Помнится, в старой “хрущевке” моей бабушки, среди многочисленных книжных полок, гнездившихся где попало и как попало, во всемозможных (порой весьма вычурных) позах была одна, особенно привлекавшая мое детское внимание. Вся она, от края до края, была уставлена книгами разной толщины, “одетым” в одинаково серые пальто твердых обложек, на “корешке” которых красовалась непонятная аббревиатура: “ЖЗЛ”. Тогда же взрослые объяснили мне 9-летней, что за сочетанием трех букв скрывается заманчивое разъяснение: “Жизнь Замечательных Людей”. Ни одной из этих книг я так и не прочла, зато все детство отчаянно мечтала, во всех подробностях представляя, какой же должна быть жизнь этих самых людей – замечательных? Не знаю, была ли когда-нибудь такая же полка в квартире писательницы Дины Рубиной, но три её последних романа – “Почерк Леонардо”, “Белая голубка Кордовы” и последний “Синдром Петрушки” – складываются у меня в голове в идеальную мозайку – калейдоскопы жизней самых настоящих...замечательных людей.



С героями романов Рубиной вы вряд ли столкнетесь в настоящей жизни – в силу своей исключительности и невороятной судьбы трудно представить, что такие люди вообще существуют. И все же на протяжении всей книги (любой из трех) эти образы, выписаные автором с филигранной точностью и бесконечной заботой, не на миг не дают усомниться в своей настоящести.

На первый взгляд, каждый из героев этой импровизированной трилогии отличен от другого, как отличается день от ночи: ясновидящая и воздушная гимнастка Анна (“Почерк Леонардо”), Захар – художник, волею судьбы вынужденный всю жизнь создавать потрясающие в своей схожести с оригиналом подделки известных картин (“Белая голубка Кордовы”) и гениальный кукловод Петя (“Синдром Петрушки”). Но стоит лишь присмотреться, чтобы увидеть, что эти души из одной семьи. На протяжении каждой из книг судьба носит их (или это они сами вновь и вновь гонят себя?) по разным частям света: Анна мечется в замкнутом треугольнике Киев-Германия-Торонто, Захар – вечный скиталец, несущий свой мольберт от Винницы, через советский Ленинград, в золотой Иерусалим и дальше в Испанию, и наконец, Петя, разрывающийся, как загнанный зверь на линии Иерусалим-Прага, но мыслями постоянно возвращающийся в свой загадочный Львов. К слову, у Рубиной каждый город – еще один из героев романа. Под её кропотливым пером города уже не просто точки прибытия и отправления – у них есть свой характер, своё настроение, своя жизнь. Чего только стоят её Львов, как будто сошедший со страниц захватывающей, но страшной средневковой сказки (“Синдром Пертушки”), или угрюмый, серый, но глубоко в душе ранимый Ленинград (“Белая голубка Кордовы”)!


Героев всех трех романов объединяет их необыкновенный, природой (или кем-то сверху) данный талант, настоящая гениальность,...Дар. Каждый из них не только мастер своего дела, но в своем роде эталон, сумевший отточить свои способности – самое себя – до совершенства. Для этих людей творчество это не просто еще один способ самовыражения, но образ жизни, да что там – сама жизнь. В своих скитаниях они забыли, где их настоящий дом (да и есть ли он вообще), где их родина. Свое прошлое они воскрешают, будущее рисуют – пока творят.


В силу тех или иных обстоятельств развитие Дара занимает все личное пространство каждого из героев, не оставляя место ничему и никому, принимая порой устрашающие разрушительные формы. Может быть потому ни одному из этих необыкновенных людей не везет в самом обыкновенном – в любви? Не смотря на отчаянные попытки вести простую нормальную жизнь, они остаются треснутыми зеркалами, не умеющими отражать личное счастье.


И в этих романах Дина Рубина остается верна себе, представляя на суд читателя пусть развлекательное, но очень качественное чтиво. Её язык – живой, искристый, образный – заставляет воображение рисовать красочнейшие картины. Внимание к деталям (художественным и историческим) заслуживает высшей оценки за проделанную автором исследовательскую работу. А оригинальные литературные приемы держат в напряжении так, что руки сами торопятся перевернуть страницу. Не знаю, задумывала ли Дина Рубина эту невидимую связь между тремя книгами, но точно могу сказать – в моей библиотеке они уже накрепко связаны...логотипом “ЖЗЛ”.


впервые опубликовано здесь: http://www.myjulia.ru/article/353010/
Tags: 4to_4itat
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments