na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Categories:

She wore blue velvet...и не только

После небольшого перерыва я снова с вами - продолжаю анализировать кино-образы и искать в них примеры и вдохновения для реальных людей и жизни. Была-не была, рискну и отойду на пару шагов от сериалов историко-костюмированных - сегодня, затая дыхание, попробую прикоснуться к чему-то большему.
Фильмы Дэвида Линча, наверное, мало кого оставляют равнодушными. Конечно, далеко не всех они захватывают, очаровывают и уволакивают в свою удивительную бездну. И многие еще долго остаются в недоумении с настойчивой мыслью в голове, что Дэвид этот мать его Линч is one piece of a very troubled individual. 
Не буду кичиться, что все линчевские кино-кульбиты мне понятны, что все я схватываю налету. Но меня определенно завораживает и восхищает эта виртуозная манера раскрыть перед зрителем новые грани истории при помощи нескольких ярусов символов. В этом Дэвид Линч похож на гениального имидж-консультанта, способного настолько точно и тонко прочувствовать своего клиента, что весь его богатый и многогранный внутренний мир он умеет представить перед глазами восхищенной публики без слов - только одеждой. Или, как в случае с фильмом "Синий бархат" (Blue Velvet), рассказать историю целиком и по всем правилам - с завязкой кульминацией и развязкой, при помощи короткой череды нарядов:
Здесь в центре фильма история Дороти в исполнении блистательной Изабеллы Росселини. Дэвид Линч оказался здесь очень точен, выбрав на роль Дороти именно эту актрису.
Сегодня очень часто, говоря о цветотипах и связанными с ними типажами внешности, в качестве примера типичной Зимы представляют образ Диты фон Тиз. И хотя в нынешней своей (покрашенной и накрашенной) ипостати фон Тиз действительно являет собой "зимний" образ, лично для меня примером истинной и непоколебимой Зимы является как раз Росселини. Её внешность обладает той драматичной, с надрывом, почти театральной энергетикой которую принято приписывать традиционным Зимам. Именно её глубинная, а не кукольно-рисованая, как у фон Тиз, чувственность рождает образ женщины-вамп, покоряющей одним взглядом. И именно эти качества обыгрывает в "Голубом бархате" Линч вместе с художниками по костюмам.
Впервые зритель встречает Дороти в её квартире - и даже в этой обстановке, казалось бы расслабленной и уютной, безошибочно понимаешь, что перед тобой femme fatale:
Вспоминая мою попытку категоризировать типажи по принципу гладкой и шершавой внешности, внешность Росселини можно обназначно определить как гладкую. Ультра-гладкую - на неё не влияет даже шапка вьющихся в стиле поздних 80х волос. 

Стилисты поработали здесь на славу: гладкая "зимняя" внешность актрисы находится в полной гармонии с простыми и лаконичными линиями платья. Это отличный пример what you see is what you get, но без намека на вульгарность - вырез платья с одной стороны перекликается с яркой и драматичной внешностью (он явный, остроуглый, без прикрас в виде лент или рюшей), но с другой его пик останавливается как раз в той точке, что располагается пальца на два выше "точки кипения". 
С другой стороны материал платья гладкий, но не блестящий, а шелковисто-матовый. В принципе, такая фактура практически универсальна - она украсит и многих Лет и немалое количество Осеней и даже некоторых Весен. В случае Дороти это немного смягчает драму, делает образ более повседневным, домашним. К слову, обратите внимание на то, как перекликаются по цветам платье и интерьер - они явно существуют в одной цветовой гамме. Что должно опять же сбивать уровень драмы и яркости образа.
Этот образ хороший пример для явных Зим в качестве основы повседневных образов: силуэт лаконичный, его линии прямые; цвета чуть приглушенные - скорее глубокие, чем яркие; фактуры гладкие, но не блестящие.
Следующий образ:
Черный цвет платья и белая кожа, фасон платья с намеком на glamorous 30s, крупная бижутерия и яркий, почти театральный макияж. Здесь Дороти - гипертрофированный протопип самой себя: концентрированная драма, объект желания и точка притяжения. Это квинтэссенция "зимней" драмы и намек женщине-Зиме в реальной жизни: если вы не певица в ночном клубе имени Дэвида Линча, не стоит пихать в один образ все и сразу. В реальности драма хороша не в такой высокой концентрации.
Наконец "костюмный" апогей Дороти:

Этот голубой халат бархатистой фактуры - именно он, а не черное клубное платье, показывает нам всю глубину персонажа Дороти. Это уже не плоский и однозначный черный. Глубокий синий цвет делает весь образ сложнее. Черный цвет это "вариант по умолчанию" - он лишен мысли. Выбирая черное мы не задумываемся, во многом это цвет автоматизма жизни. Также и черное платье для Дороти - чтобы не случилось в её жизни, каждый вечер она надевает это платье и отправляется на работу - петь в клуб.
Синий же цвет домашнего халата - цвет интимный, гораздо больше отражающий героиню. Во-первых, потому что домашняя одежда всегда и во многих смыслах интимнее уличной - она ближе к обнаженному телу, в ней часто видим себя лишь мы сами. Интимная одежда Дороти - роскошный халат, благодаря своим цвету и фактуре создающим ассоциации будуара (и всего там происходящего). Мягкий бархат с одной стороны демонстрирует страсть и роскошь. С другой же такая "шершавая" фактура, обрамляющая гладкую внешность, придает образу глубины. Это (а не вечернее черное платье) отражение тех страстей, часто тревожащих и тревожных, которые переполняют героиню. Именно поэтому все самые драматические события фильма происходят именно тогда, когда на Дороти этот синий бархатный халат.
И наконец, "хороший" конец, развязка. Здесь Дороти, казалось бы, решив все проблемы, примеряет на себя образ счастливой матери:
Что в интерпретации Линча (и судя по костюму) означает полную утрату сексуальной чувственности. Дороти больше не объект желание, не воплощение страсти. А посему глубинные цвета и сложные фактуры здесь заменяет почти мужская хлопковая рубашка коричневого цвета (женщины-Зимы, делайте выводы):
К слову, интересно, что подобный прием но с точностью наоборот еще будет использован Линчем в "Твин Пиксе" - для создания образа Донны. В "Твин Пиксе" Донна как раз стартует в образе неприметной коричневой мышки, персонажа второго плана на фоне яркой (но убитой) Лоры Палмер. И уже по мере того, как героиня её набирает силы, в чем-то даже заменяет Лору, меняется и её внешний облик:

Tags: tv-lishious, красота, про красотень, стиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →