na_shpilke Golden Entry

Categories:

"Портрет девушки в огне". Что надеть для портрета

Как-то не зацепило, — сказал мой муж, когда финальные титры появились на экране. Мы только закончили смотреть «Портрет девушки в огне» и наши мнения не совпали.

Снятая женщинами и о женщинах (но разве только для женщин?!) это история любви и сестринства. Мужчины присутствуют здесь лишь для того, чтобы подчеркнуть контраст, нарушить идеальный баланс женского-only мира.

Франция, 18й век. Героини почти не меняют наряды на протяжении фильма. И вместе с тем, создательницам «Портрета» все-таки удалось наполнить каждый образ символичным смыслом.

Главный инструмент — это, несомненно, цвет. У каждой героини он свой, отражающий её характер и личность.

Художница Марианна — сильная, экспрессивная, уверенная в себе — большую часть фильма проводит в красном наряде.

Тяжелый и плотный, буквально жесткий наряд — не только отражение исторической эпохи. Это метафорический корсет, в который общество заковало женщин (этот мотив можно наблюдать в костюмах всех героинь фильма). Корсет остается даже когда Марианна снимает верхний наряд, в том числе, с целью продемонстрировать мягкость, нежность, открытость.

Так законы традиционного общества имеют власть даже в самых интимных сферах. Чтобы не быть подвластной им, придется полностью раздеться отречься.

И все же для женщины тех времен у Марианны особое положение. Наличие профессии дает ей возможность самостоятельно зарабатывать на жизнь и даже... не выходить замуж.

Поэтому в скудном по современным понятиям гардеробе Марианны присутствует такой символ «полумужского» статуса — тяжелое и плотное коричневое пальто, с карманами и похожее (или на самом деле) мужское.

И тем сильнее для зрителя контраст сильной и уверенной в себе Марианны с Софи, юной служанкой, казалось бы, ранимой и нежной.

Светлый наряд Софи украшен символом женственности — цветами, и её любимое занятие тоже традиционно женское — вышивка.

Однако затянутая обществом в тугой корсет Софи, пусть в тайне, отстаивает свои права на выбор и собственное тело. Однако не столь независимая как Марианна, Софи требуется камуфляж её внутреннего стержня.

И наконец, Элоиза — аристократка, но будучи женщиной, в своих правах она, как служанка, лишена права на выбор.

Cиний это её цвет — объединяющий с матерью, которая все решила за неё, и оказывающийся символом безысходности и грусти.

Синий цвет — символ грусти не только для Элоизы. Расставшись с возлюбленной, в этот цвет одевается и Марианна.

Для неё это цвет расставания, цвет потерянной любви. Поэтому в этот цвет она «одевает» Орфея на одной из своих картин, изображая его прощание с Эвридикой.

Понятно также, кто здесь подразумевается на роль самой Эвридики...

Костюмы «Портрета» подчеркивают одну их основных здесь тем — отсутствие у женщины настоящей свободы.  Ощущение «связанности», которое подчеркивают шарфы — ими героини укутывают лицо во время прогулок.

Сложно не увидеть здесь символизм: женщина с обвязанной головой, без права свободно думать и говорить. Женщина с завязанным ртом — без права голоса, а значит, без истинного лица, которое она может показать миру.

И все же «Портрет девушки в огне» не лишен надежды. И эту надежду тоже символизирует один костюм — яркое зеленое платье.

Намеренно минималистичное, чтобы в центре внимания был именно цвет — весны, новой жизни, надежды. Платье, которое за время фильма примеряет каждая из трех героинь — символично и совсем не случайно:

Таким образом создательницы «Портрета девушки в огне» дают обещание своим героиням — пускай не на их веку, но женщину ждет весна и свобода.

А вы видели «Портрет девушки в огне»? Какое впечатление оставила у вас фаворитка Каннского фестиваля? Поделитесь!

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

lj_frank_bot
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Искусство, Кино, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Suspended comment
djespo

djespo

July 15 2020, 15:18:08 UTC

Операторская работа, костюмы, постановка и финал в этом фильме вышли очень хорошие. Финал прямо пробивает. Я за это на Кинопоиске достаточно высокую оценку фильму поставил. А всё остальное - средне. И не из-за темы однополой любви. Не понравилась актёрская работа Мерлан - абсолютно ноль эмоций и одно и то же выражение лица на протяжении большей части картины. Также не совсем понятно, для чего столько времени уделили служанке - да и слабо верится, что девушки из высшего общества в реальной жизни с ней бы так сблизились. Диалоги - слабенькие. Не помню там каких-то особо продолжительных или интересных бесед, равно как и глубокой прорисовки характеров. В итоге героини, в основном ничем не запомнились, кроме того, что они жаждут свободы и что их всячески угнетает судьба женщин в те годы. Ну и Адель Энель эмоционально была хороша - этого, конечно, не отнять.
na_shpilke
Мне кажется, что смысл как раз был в том, чтобы показать идеализированный мир. Отсюда и сестринство, и принебрежение классовыми различиями.
Плюс, по сюжету у героинь всего 5 дней, время очень ограничено, что может объяснить краткость (но при этом и ёмкость) их диалогов и, возможно, недостаточную прописанность характеров.
По крайней мере, такое было мое впечатление
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →