na_shpilke

Category:

Версаче - это [не] вульгарно?!

Когда в комментариях к посту, посвященному костюмам сериала «Убийство Джанни Версаче»  встает вопрос о том, следует ли сегодня считать наряды «от Версаче» вульгарностью и дурновкусием, а я сама убеждаю [вторую за последние полгода] клиентку, что притн «от Версаче» не будет для неё лучшим выбором...  Кажется, самое время посвятить новый пост Версаче — не экранному, но настоящему.

«Armani makes clothes for wives, Versace — for whores» 

Так в одной из сериальных сцен говорит о вещах Версаче его будущий убийца, озвучивая, по сути ту реальную критику, которая звучала в адрес дизайнера на пике его карьеры двадцать лет назад, и которая не умолкает сегодня.

И если так, имеет ли ценность то, что создавал дом Версаче, или король на самом деле голый?

Безапелляционно клеить творчеству Версаче «вульгарный» ярлык сродни тому, что называть все современное искусство «детской мазней».  Ибо, подобно современному искусству, ценность того, что при жизни создавал Версаче, во многом обусловленна контекстом (и пониманием оного).

Во-первых, Версаче работал в те древние времена, когда «бренд имени себя» означал, что коллекции есть отражение своего творца — его эстетики и ценностей (а не являются ответом на тренд-отчет «что будет лучше всего продаваться в этом сезоне»). 

Это то, что делает дизайнера похожим на художника, приравнивая моду к искусству. И Версаче оказался авангардистом — его творчество принесло в мир моды новые понятия, поменяв, по сути, и само отношение к ней, понимание, что представляет собой современная мода.

Так, Версаче очень точно и остро почувствовал потребность в женственности «нового образца» — свободной, открыто сексуальной, раскрепощенной. А итальянское происхождение, источники вдохновения в форме античной мифологии, южной средиземноморской культуры, эстетики итальянского бароко — все это «вооружило» Версаче теми инструментами и тем видением, позволившем ему создать такие новые женственные образы.

Кроме того в своем творчесте Версаче был не просто визионером, но революционером в стремлении спустить моду с пьедестала элитарности, аристократизма и таким образом изменить даже не правила игры, но саму концепцию моды. 

А чтобы создать концепцию нового необходимо отказаться от того, что было раньше — от эстетики прошлого, от прежних идеалов красоты, от того, что до него считалось признаком изысканности, элегантности, хорошего вкуса. Согласно этим принципам в свое время действовали авангардисты-художники. 

Это отличает и творчество Версаче. И отсюда знаменитое противостояние между ним и Армани — противостояние изысканности, элегантности, хорошего вкуса классического образца и нового, яркого, китчевого, по сути, поп-арта в мире моды. 

Так Джанни Версаче, создавая моду по-новому и по-своему — яркую, сексуальную, кричащую —  однозначно смахнул флер элитарности, сделав её, если и не общедоступной, то уже не вселяющей благоговейный трепет.  

В исполнении Версаче мода стала похожа на поп-арт — она использует символы и приемы родом из массовой культуры вплоть до китча, но(!!) делает это с иронией. 

Энди Уорхолл, Рождение Венеры (1984)

И именно здесь зарыт золотой ключик, без которого волшебная дверца не откроется. Потому что при том, что Джанни Версаче создал моду нового образца, своего рода поп-арт в мире моды, её воспринимать соответственно -как ироничную противоположность классическим эталонам прошлого. 

Проблема начинается тогда, когда происходит подмена понятий и такую эстетику помещают на новый пьедестал, относясь к ней всерьез, как к символу статуса и соответственно, элитарности — всего, чем она не являлась и против чего выступала изначально.

Носить Версаче нужно с соответствующей долей иронии, умея такой образ «вытянуть». И дело здесь даже не в типаже внешности, а именно в attitude, в умении носить и преподносить подобные вещи и образ.

И второй ключевой момент  — значение контекста, напрямую влияющего на восприятие эстетики и идей Версаче.  То, что Версаче создавал при жизни больше двадцати лет назад, было его ответом на те потребности, которые к тому моменту созрели у публики. И с этой целью он использовал определенную систему символов и приемов — тех, что были актуальны, в духе своего времени, «отзывались» у широкой публики, т.к. отражали ценности и массовую культуру

А теперь встает тот самый вопрос: являются ли образы в стиле Версаче вульгарными и китчевыми сегодня? Или, если перефразировать: остались ли актуальными эти символы и приемы, и несут ли они сегодня те же значение и смысл? 

Или за прошедшие два десятка лет успели сформироваться новые ценности и созрели новые потребности, и нужна новая интерпретация женственности и новый образ? И значит ли это, что это время, когда мода делает новыий виток, в очередной раз отказываясь от эталонов прошлого, обращаясь к новым символам и новым приемам? 

И это вопрос в оба конца: к дизайнерам создающим коллекции и формирующим тренды, и к тем, кто этими трендами вдохновляется и будет носить эти вещи...

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →