Художник по костюмам вашей гардеробной

Previous Entry Share Next Entry
"Рассказ служанки": Антиутопия в костюмах
na_shpilke
Посвятив прошедший понедельник финальному кругосветному посту, чтобы не оставить блог без традиционного «костюмного» поста у меня осталась...вся остальная неделя. Сегодняшний костюмный пост может показаться кому-то из вас необычным (ведь в фильме, который я выбрала на этот раз совсем немного костюмов), но он поднимает темы, важные для меня самой, и мне хочется поговорить об этом.

«Рассказ служанки» (2017) - новая экранизация романа Маргарет Этвуд, антиутопии страшной и потрясающей одновременно, где перед глазами возникает мир, где лишают прав и подавляют женщин. История, доказывающая, что роковой может стать «пресловутая» и вечная женская борьба и солидарность (или отказ от неё). Десять живых и тревожных глав, от которых я не смогла оторваться и которые, пусть это громко и пафосно звучит, но все-таки позволяют мне радоваться, что мой скромный труд тоже связан с women empowerment.

«Рассказ служанки» проводит также несколько неожиданную (неожиданную ли?!) параллель с современным миром...моды, где тренды и понятия must-haves превращают одежду в своего рода униформу, где определенный стиль / бренд / наряд - не инструмент самовыражения, но символ принадлежности к определенному социальному классу или группе.




Также и одежда в «Рассказе служанки» наполнена сивмолизчным смыслом, по своей сути разделяя новое общество на «касты», кроша его на несоединяемые частицы. Это новое общесто - страна Гилеад, в недалеком будущем сформировавшаяся на месте США, и живущая согласна законам Ветхого Завета и при тоталитарном режиме. Женщины здесь лишены личности, истории и даже имен и втиснуты в узкие рамки гендерных ролей. Ну а для каждой роли полагается свой костюм, который художники по костюмам (во главе с Ane Crabtree) наполнили страшным в своей наготе символизмом.



Как режиссер жуткой пьесы, лидеры Гилеада распределили между женщинами несколько социальных ролей: Жена, Марфа, Тетушка-Наставница и... Служанка. Служанки — единственные женщины, сохранившие способность зачать и родить ребенка. И в бесплодном Гилеаде им отведена единственная роль — зачать, выность и родить ребенка для своей хозяйки aka Жены одного из лидеров нового режима. И т.к. в Гилеаде у каждой «касты» свой костюм, Служанки не исключение — они одеты в красное, цвет жизни и крови, цвет реального плотского материнства.


Одновременно с этим цвет их одежды как символ страсти, похоти и первородного греха, который переложен на них Женами лидеров-офицеров, присвоившими себе статус духовности и право на непорочное зачатие. И как доказательство, выбравших для своей одежды синий / бирюзовый цвет, напоминающий плащ Богородицы:


заметьте, что традиционный костюм Мадонны сочетает голубой с красным
(т.е. "тандем" Жены и Служанки)


При этом смотрите, как в одном образе сочетаются протеворечивые символы. Так, часть деталей костюма Служанки, в частности, их белоснежные боннеты и чепцы, напоминают зрителю наряд пуритан, первых американских поселенцаев, «прославившихся» своими строгими религиозными правилами и «охотой на ведьм».







Они же (боннеты, которые в Гилеаде зовут «крыльями») имеют и пугающий практический аспект. Каждой Служанке предписано надевать этот головной убор, выходя из дома, что полностью закрывает ее лицо, становясь своего рода шорами, скрывающими от женщины окружающий мир, оставляя лишь узкую тропинку перед глазами.


И тем ироничнее, что под широкой накидкой Служанки носят длинные и вместе с тем облегающие платья. У этих платьев достаточно глубокий вырез, открывающий шею и ключицы. С одной стороны, это подчеркивает слабость, уязвимость Служанок. Но также не отрицает (и даже подчеркивая), что для их хозяев-мужчин, которые, прикрываясь религией, лишили женщин прав и ежемесячно их насилуют, Служанка - не только детородный инструмент, но и объект сексуального влечения.


Подобное лицемерие подчеркивает существование в Гилеаде борделя, куда религиозные лидеры приезжают сами, иногда прихватив с собой и служанок. Естественно, переодетых в новый ролевой «костюм». Для главной героини-Служанки художники по костюмам выбрали следующее платье:


Выбор совершенно не случайный, потому что помимо очевидных открытой спины, длины выше колена, глубокого декольте, платье это в стиле «ревущих 20х», эпохи сухого закона, подпольных баров, атмосферы джаза и вечного праздника:




И в этом контексте как насмешка выглядит бирюзовая «духовная» накидка Жены, которой хозяин скрывает наряд Служанки по дороге на вечеринку в борделе:


И в противовес этому во флешбэках героини из прежней жизни она тоже часто в синем и голубом - это цвет женственности и материнства, который делает духовным и чистым свобода и счастье:




На этой ноте я ненадолго прервусь. Надеюсь, вам было интересно, так что уже завтра продолжение следует!...

П.С.
И по традиции попрошу. Если вам понравился этот разбор, то не забудьте поделиться им со своими читателями и друзьями - в своем блоге и/или в других соц.сетях и сообществах: Фейсбук, ВКонтакте и проч. Будет здорово, если отличную работу художников по костюмам, а также мой труд смогут оценить и другие. Спасибо!


Recent Posts from This Journal


экранизацию не видела, спасибо за наводку
роман оставил очень яркие эмоции, зацепил

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Суть фильма такая ужасная, что даже смотреть не хочется.
Но за разбор спасибо)))

Потрясающий фильм, посмотрела на одном дыхании. Спасибо за пост. В книге героини еще носят вуали, закрывающие лица, но, видимо, они совсем не вписались в костюмы. Есть фильм 1989 года - там вуали сохранили, но нет "крыльев".

Ой, надо срочно смотреть! Книгу я прочла - мурашки по коже.

Сериал потрясающий, как и книга, смотрела на одном дыхании.
Спасибо за разбор, очень интересно.
Меня в фильме еще очень поразил контраст - современно одетые мужчины, современные автомобили, оружие, экипировка военных, медицина и при этом очень традиционно-старомодные дома и женщины.

Таких контрастов и в нашем современном мире хватает.

Кино говно. И нудное. Главная актриса страшная, смотреть невозможно. Но на кур-домоседок сериал произведет впечатление.

если вкуса нет, то вы его не приобретете.

шикарный сериал и смотрится на одном дыхании.
Спасибо за разбор.

Какой интересный разбор! Меня тоже ужаснуло содержание, но... ровно до того момента, как Вы сказали про флэшбеки героини. А с этого момента все оказалось глубже: один и тот же цвет - синий - а какая разная ж
знь. И положение женщины -- оно полно жизни, свободы и радости, когда присутствует настоящая вера и любовь... и превращается в мертвую роль, когда "вера" берется в кавычки, когда религией лишь прикрываются, чтобы оправдать свою похоть, использование других людей. Такой разный синий и такая разная "интерпретации Мадонны" :)
Спасибо за мысли.

очень хорошо, спасибо!

очень красивые кадры, но читать эту книгу я не смогла.

Один из лучших сериалов за послдение лет 10. Мурашки от каждой серии.

что фильм что роман(нужно сказать на удивление слабый у Этвуд) полное тягомотное днище на избитую тему

Разве цвет одежды Жен не зеленый? Мне в книге как раз запомнилось, что зеленый, и в фильме я увидела именно зеленую бирюзу (мертвую бирюзу?). В "Осени Средневековья я читала, что аристократкам, особенно королевских кровей, предписывалось после рождения ребенка драпировать парадную спальню зелеными тканями, и эта "зеленая спальня" была символом их материнского статуса. Я именно эту ассоциацию увидела.

о, это очень интересное дополнение, спасибо!
а в экранизациях одежда у Жен либо синяя (экранизация 1990-го года), либо бирюзовая (экранизация 2017-го)

Почему синий? Я на экране вижу отчетливо зеленый, переходящий в цвет морской волны.

в последней экранизации, о которой речь, используется бирюзовый (teal), а в первой, которая 1990-го года все Жены одеты именно в синий (я в следующем посте еще покажу)

?

Log in

No account? Create an account