na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Categories:

"Костюмные" понедельники: сильные женщины "Игры престолов" I

Итак, последний октябрьский понедельник, а значит, время для очередного костюмного поста, посвященного героиням "Игры престолов". И т.к. на прошлой неделе я не успела вовремя опубликовать очередной пост, то на этой неделе мы с вами будем разбираться сразу с несколькими героинями.

Тема женской силы (равно, как и женской слабости) протянута красной нитью по всем сюжетным линиям "Игры престолов". Что не только диктует стиль и метаморфозы костюмов многих героинь, но и предопределяет, какой типаж внешности в случае каждой из них является наиболее подходящим.

В своих предыдущих постах я анализировала образы многих "игропрестольных" героинь, объединенных тем, что их сила обязательно связана с женственностью. Поэтому сегодня я хочу обратиться к тем женским персонажам, которые, по собственной воле или нет, выпадают из "женственной категории".







Сегодняшний костюмный экскурс мы начнем с северных широт, где физическая выносливость также необходима для выживания, как умение плести интриги в южной королевской столице. В подобных условиях жизни разделение на слабый и сильный пол наполняется совсем иным смыслом - сильные выживают, слабые нет, вне зависимости от того, мужчина ты или женщина. И потому образы тех, кто в "игропрестольном" мире живет на суровом севере, не только далеки от каких-либо модных вестероских трендов, но также не предполагают различия между мужским костюмом и женским.




Необходимость бороться со стихией диктует максимальную функциональность нарядов, тем самым уравнивая между собой всех жителей крайнего севера. Как следствие, здесь нет явных мужских и женских нарядов (*вот вам еще один прекрасный пример, как силь в его широком понятии способен быть зеркалом общества, отражая его культуру и устои).

Одной из таких северных героинь является лучница Игритт, чей образ в первую очередь диктуется жизнью в суровых условиях и постоянной борьбой за то, чтобы выжить. Как и предполагает северный климат, одежда Игритт сшита из меха и шкур, не предполагая высокого мастерства (это в отличие от теплых нарядов вестероской аристократии).


Однако, что одежда Игритт собрана из множества кусочков и клочков, можно увидеть и полу-скрытый смысл. Это не только делает её образ более правдоподобным, но также имеет значение с точки зрения психологии костюма/стиля и раскрытия персонажа посредством его костюмов. Неоднородность, нецелостность, характерные для одежды Игритт, отражают "сложность" её самой, ведь эту героиню буквально разрывает на части необходимость сделать выбор между своим племенем и любимым мужчиной.


Кроме того, необходимость постоянно находиться в движении делает любые платья и юбки абсолютно не актуальными в гардеробе Игритт, поэтому мы видим её в меховых и кожаных штанах (чем она напоминает нам другую героиню, которую стремление к выживанию подтолкнуло сменить платье на кожаные штаны, символизируя также, что она стала равной по своей силе мужчине). К слову, штаны не единственный элемент в образе Игритт, символизирующий, что она не относит себя к слабому полу, но видит равной своим соратникам-мужчинам - массивный кожаный пояс с крупной пряжкой, перекинутый через грудь на манер портупеи, оказывается весьма красноречивым "ян"-элементом её наряда [*запомните его, т.к. чуть позже мы к этому еще вернемся]:


Однако Игритт - вовсе не единственная сильная северянка, с которой мы встречаемся (уже по эту сторону Стены) по ходу "Игры престолов":

Оша, подобно Игритт, из "одичалых", т.е. изначально оттуда, где холод и борьба за выживание сформировали общество равноправных женщин и мужчин. Однако оказавшись по эту, более цивилизованную сторону Стены, выживаение перестает быть лишь борьбой со стихией - теперь, чтобы выжить, этой героине приходится принимать новые правила игры, что в том числе относится и к смене костюма:

Оказавшись по другую сторону Стены, Оша оказывается в обществе, которое предписывает куда более четкие различия в ролях, правилах поведения и, соответственно, в костюмах женщин и мужчин. И дабы сойти за одну из "своих", Оша сменяет штаны на крестьянское платье.

Кроме того, как хороший шпион, эта героиня использует в своем маскировке костюме элементы характеные для местных, как то характерный фасон воротника, который мы уже видели в нарядах северного семейства Старков:


Что интересно, на Оше подобный ворот порой выглядит как ошейник, что может быть символичным, ведь эта героиня родом из свободных и несвязанных многими правилами людей, оказалась в обществе, сильно ограничивающем женщин и их силу. И потому не удивительно, что получив обратно только часть собственной свободы, отправляясь в путешествие обратно в сторону родных северных краев, в образе Оши появляются элемены отражающие это и её возвращающуюся силу:


Так, крестьянское платье все еще остается, чтобы не слишком отличать её от окружающих (плюс, к этому располагае не такая суровая погода). Однако к этому прибавляется накидка с меховым воротом, намекая, созавая схожесть с одеждой "одичалых" за Стеной, как Игритт. Плюс, [снова!] широкий кожаный мужской пояс и скрешенная на груди кожаная портупея. Эти элементы, с одной стороны продиктованы их функциональностью, однако, как и в костюме Игритт, это явные "мужские"/"ян" символы, визуально укрепляющие образ героини.

А продолжает наш сегодняшний хип-парад сильных северных женщин Мира Рид - еще одна девушка, вышедшая за рамки традиционной женской роли:

И хотя, в отличие от Игритт и Оши, Мира Рид не принадлежит к "одичалым", её персонаж - "девочка-мальчик", кочующая, находящаяся в постоянном движении и борьбе - не только с природой, но и с людьми. А в широком смысле и с обществом, отвергая традиционную женскую роль. И этот образ жизни и характер Миры делают её похожей куда больше на "одичалых" женщин, нежели на представительниц вестероского дворянства. Так что не случайно её костюм повторяет те же мотивы, что и костюмы Оши и Игритт: здесь и заменившие платье штаны, и меховая отделка, и [неженственные] удобные для ходьбы ботинки, и [снова!] крупные кожаные ремни:


И говоря о сильных северянках, нельзя не упомянуть здесь еще и Яру Грейджой - дочь благородного клана, воспитанную отцом так, как воспитывают сыновей, и потому имеющую в своем обществе все полномочия мужчины.


Это отражают и костюмы героини, состоящие по сути из мужских вещей (порой с определенной "скидкой" на женское тело).


Управляя собственным кораблем и в состоянии получить от отца в управление целый флот, Яра носит явно мужские вещи, делающие её похожей, дополняя их по мере надобности военными доспехами. И в этих нарядах, если разобраться, мы опять можем наблюдать те же мотивы и явное сходство с костюмами предыдущих героинь. Активный образ жизни диктует замену платьев на штаны, женскую обувь мужской, вместо мягких и нежных тонов у нас темная "земляная"/"защитная" цветовая гамма. И опять же, аксессуары, дополняющие наряды Яры, имеют явный мужской характер, включая широкие мужские пояса, повязанные весьма недвусмысленным образом, оставляя длинный свободный конец, красноречиво спускающийся к земле.

Итак, перед нами четыре северные героини, которых условия жизни или другие обстоятельства заставили уйти, отказаться от традиционных женских ролей. Они в буквальном смысле сильные женщины, и эта сила отражена в их костюмах, судя по которым, в этой части "игропрестольного" мира сила и независимость это скорее мужские, "ян" качества, не предполагающие ни женственной энергетики, ни сексапила. И помимо одежды, это можно наблюдать и в типажах тех актрис, которые были выбраны на эти роли:




Внимательно посмотрите на форму подбородка, носа, линию бровей, разрез глаз - геометрия черт, их жесткость, "нажим", с которым эти черты "прочерченны" определяих их как более жесткие/крепкий "ян" лица. Такие не предполагают ни мягкости и податливости образа, ни хрупкости и легкости, и соответственно, не гармонируют со стилями, предполагающими плавно-женственные линии, мягкость или же воздушность / прозрачность тканей.

Стиль, гармонирующий с обликом таких женщин, требует большей "необработанности", мотива, приближающего облик к стихие, к природе. В блоге мне уже доводилось писать о возможном оформлении такого типажа в рамках одного из опубликованных мини-разборов и еще одного примера работы с такой клиенткой.

Что же интересно в контексте "Игры престолов", всех этих героинь объединяет еще и то, что все они имеют общие корни, все происходят из племени Первых Людей, что может быть еще одним объяснением физической схожести типажей (а также прекрасной работы команды по кастингу, уделяющей внимание таким деталям!). Что интереснее, схожее происхождение имеют и представители главного клана Севера - Старки, и похоже, оно особенно чувствуется в младшей из дочерей, также выбравшей для себя стезю сильной женщины северного типа:




Помимо определенного типажного сходства (особенно в некоторых из её ракурсов) и самого факта сильного "ян" влияния в её внешнем облике, костюмы Арьи Старк оказываются еще одним примером того, как не уживаются в одном образе женственность и сила. Художники по костюмам подчеркивают это с самого начала, демонстрируя нам, как не гармонирует внешность Арьи с платьем, не имеющим четкой формы и с мягким воротом, чья горловина украшена цветами из ткани:


Сама героиня также не чувствует себя в этом наряде комфортно, поэтому очень скоро мы можем наблюдать первые стильные метаморфозы. Так, вырвавшись из-под опеки матери, Арья самостоятельно переделывает платье, убирая рукава и подпоясываясь мужским поясом, делая свой наряд [за иключением "цветочного" воротника] похожим на мужскую тунику, что куда больше подходит для активных игр, которые эта героиня предпочитает шитью и танцам:

Этот наряд героиня продолжает носить, приехав в королевскую столицу, добавляя еще одно изменение - теперь это куда более темные цвета, в отличие от популярных нежных и женственных цветов среди придворных леди. Объяснить это можно тем, что Арья не стремится вписаться в рамки королевского двора - ей чужди его правила и нормы. А можно объяснить и проще, тем, что  большую часть времени Арья активна и часто пачкает свои наряды, а темные цвета это скрывают.



*вспомним костюмы всех предыдущих сильных северных героинь,
также находящихся все время на природе, также отдающих предпочтение темным одеждам

Следующая трансформация образа Арьи случется, когда та начинает брать уроки фехтования - традиционно мужское занятие (и разрешение на это её отца) как бы сигнализирует героине, что она может перейти на откровенно мужские наряды. *Что интересно, в новом наряде Арья продолжает носить свою нательную сорочку с характерным северным воротником, как бы говоря, что выбирая свой собственный путь (отличный от пути её матери и сестры, она помнит и ценит свое происхождение):



И наконец еще трансформация костюма происходит уже не по плану самой героини, однако достаточно точно отражает её характер и даже некоторые тайные мечты - быть независимой, не подчиняться правилам общества, ограничивающим её как девочку, стать войном. Необходимость бежать из королевского замка и скрываться заставляет Арью переодеться в мальчика, остричь волосы и примерить соответствующий образ:


И в этом костюме, в котором Арье предстоит провести не один сезон, сложились воедино многие элементы, которые мы уже видели у предыдущих сильных героинь, мотивы, символизирующие северную сильную женщину. Так, мы снова видим темные "защитные" цвета, мужские штаны и широкий мужской пояс. А также жилет Арьи похож на парцирь и на военные латы Яры. Все это с одной стороны продиктовано функциональностью костюма - необходимость постоянно идти, сливаться с толпой скрываться. Но также чувствовать себя хотя бы немного защищенной. Однако более того, все эти детали можно назвать мужскими, что символизирует энергетику "ян", доминирующую в образе - в цветах, формах, в шершавой грубой фактуре.

И что еще интересно, этот костюм Арьи, как будт собран из множества мелких кусочков, сшитых вместе грубой нитью. Интерпретировать это можно по-разному. Во-первых, конечно же, самое очевидное - как и в костюмах Игритт и Миры, одежда, собранная из кусочков и клочков, отражает нужду и скитания, невозможность иметь другую одежду. Однако, возможно, это предвосхищает то, что в будущем Арье предстоит стать одной из тех, кто способен менять множество лиц, когда её собственное "я" распадется на части...

На этом на сегодня у меня все. Однако впереди у нас еще несколько образов нескольких не менее сильных и интересных "игропрестольных" женщин, так что продолжение следует!..

А пока, в случае, если вы только нашли мой блог или что-то в этой серии пропустили, то все посты о костюмах героинь "Игры престолов" можно найти в моем Жжурнале по тэгу ИграПрестолов.

И уже по традиции, небольшая просьба ко всем, кому нравится эта серия постов о костюмах "Игры престолов": будет здорово, если отличную работу художников по костюмам (и результат) смогут оценить многие поклонники этого сериала. Поэтому буду благодарна всем за репост этого и других "костюмных" постов, в том числе в сообществах и соц.сетях, посвященных "Игре престолов" (здесь в ЖЖ, в FB, Vkontakte и др.). Спасибо!

Tags: tv-lishious, ИграПрестолов, костюмы, типажи
Subscribe

  • "Безумные" метаморфозы Пегги Олсон

    Продолжим рубрику экранных метаморфоз, где я разбираю стильные преображения героев на экране. И хотя этой героине я уже посвятила здесь немало…

  • "Из гусеницы в бабочку". Ещё о стильных кино-метаморфозах

    Истории стильных метаморфоз в кино всегда увлекательны, но иногда проблемны. О «темной» стороне этих историй читайте в моем предыдущем посте ,…

  • Inspired by...

    В своем последнем «костюмном» посте я обещала обратиться к теме, которая неизменно актуальна в моей работе с клиентами и может быть интересна для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • "Безумные" метаморфозы Пегги Олсон

    Продолжим рубрику экранных метаморфоз, где я разбираю стильные преображения героев на экране. И хотя этой героине я уже посвятила здесь немало…

  • "Из гусеницы в бабочку". Ещё о стильных кино-метаморфозах

    Истории стильных метаморфоз в кино всегда увлекательны, но иногда проблемны. О «темной» стороне этих историй читайте в моем предыдущем посте ,…

  • Inspired by...

    В своем последнем «костюмном» посте я обещала обратиться к теме, которая неизменно актуальна в моей работе с клиентами и может быть интересна для…