na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Category:

"Безумные" [не]понедельники: Is That All There Is?..

Ну что ж, друзья, вот и все! Вчера в последний раз Дон Дрейпер наградил меня последней своей загадочной улыбкой с экрана и... отправился покупать миру Кока-Колу. Или это был не гениальный рекламный ролик, а момент просветления, и Дон так и остался среди зеленых холмов, никогда не вернувшись в офис? И что обо всем этом рассказывают нам не только диалоги главных героев, но и их костюмы? Именно в этом мы сегодня и будем разбираться в одном из последних "костюмных" постов, посвященных "Безумцам".





Те из вас, кто читают мои "безумные" разборы уже давно, знают, что из всех героев, эволюционирующих от сезона к сезону, меняющихся в той или иной степени (кто-то в большей, кто-то в меньшей) и подстраивающих под эти перемены свой образ, Дон Дрейпер, главный герой, остается фактически неизменным. Из всех именно он сохраняет завидное постоянство своим моделям поведения и тому облику, который он выбрал для себя почти десять лет назад как живое воплощение успеха.

Дон Дрейпер, сезон 1



Дон Дрейпер, сезон 7

Образ, которые долгие годы работал для Дона и на него, являл миру фасад идеального мужчины - в идеально сидящем сером костюме, идеально вписывающегося в общую систему ценностей и капиталистических законов. Потому что вписаться в систему и стать её образцовым элементом - было, пожалуй, самым важным для наполненного комплексами и терзаемого личными демонами Дика Уитмана, не видящего в себе самом достойного успехи и тем более личного счастья. И личину Дональда Дрейпера от создавал именно с таким убеждением - став (в том числе и внешне) человеком, на которого хотят быть похожими все, он очитстится от своего прошлого, превратившись в достойного. Дик-Дон стал мастером мимикрии под идеал, идеал 50х. И его серые деловые костюмы, белые рубашки, шляпы и галстуки были таким же символом статуса и успеха, как дом в пригороде и красавица-жена.

Но в этой мимикрии, за серо-белым фасадом деловой "униформы" не было ни капли личного, ни одной по-настоящему индивидуальной детали (ведь от личного Дик-Дон как раз стремился убежать). И это отлично работало большую часть его карьеры, потому что именно в этом было точное понимание общества и ценностей людей, живущих в рамках этой системы. В своем сером костюме Дон Дрейпер был настоящим служителем системы, по его собственным словам "изобретающим любовь, чтобы продавать чулки домохозяйкам".

Однако к 7-му сезону произошло неизбежное...перемены. В американском обществе. Индивидуализм, ценность личности, либерализм и свободная любовь. Все, во что не верил  и чего опасался Дон, подбиралось все ближе сезон за сезоном. И пока другие вокруг него пытались подстраиваться, пробовали меняться, главный герой все еще хватался за старые ценности и старый образ как за спасательный круг, который...правда, успел растерять часть своих спасительных качеств.</span>


Поэтому встречая главного героя в начале финального сезона верным своим образу и привычкам, мы видим, что эта верность уже мало что приносить ему - Дон в буквальном смысле превратился в нейтрального вплоть до пустоты: один в своих нейтральных костюмах и в нейтрально-пустой квартире:


Также как Меган не оставила ничего в когда-то их общей квартире, так у Дона не осталось к ней никакого намека на чувство. На их последней встрече его костюм - из холодных нейтральных безжизненных цветов, где нет и намека на чувства или надежду:


Костюм Меган, кстати, в этой сцене подстать образу Дона, причем, как в глазах Дона, так и самой Меган, чей "светлый образ" девушки в белом превратился из свадебно-ангельского (ведь изначально Дон надеялся, что понимая и зная его, это будет та женщина, которая спасет его от самого себя, сделает его лучше) в военный (ибо Дон так и не изменился, и Меган пришлось занять оборонительную позицию).


Mеган, сезон 4

Меган, сезон 7

Оставшиеся неизрасходованными чувства Дон на этом этапе пробует направить на свою прежнюю семью. Смотрите, как художники по костюмам одевают его в густой красный цвет (символ тепла, любви) для следующей сцены:


Естественно, это не работает, т.к. его бывшея жена, кажется, по-настоящему расцвела именно отдалившись от него, так что попытки сближения Дона остаются и здесь невостребованными.

И наконец, последней каплей оказывается новость о смерти одной из тех женщин, которую Дон по-настоящему любил (Рэйчел Менкин), толкает героя на отчаянный шаг - чем-то заполнить пустоту, искать какую-то замену, спасти кого-то, кого еще можно спасти. И режиссеры вместе с художниками по костюмам рисуют перед зрителем прекрасное и символичное пересечение реальности и фантазий героя:



Умершая Рейчел, кажущаяся в фантазии Дона фактически идеалом, но которую уже нельзя спасти. И Диана - её бледное подобие, но живая, реальная и которую спасти еще можно. Не случайна схожеть роскошной шубы Рейчел и выглядящего дешевым на её фоне пальто Дианы - недосягаемый идеал и бледное отражение в реальности.

Идея спасения живой женщины [в очередной раз] вдохновляет Дона, что на короткий срок и связывает этих героев. Смотрите как вместо нейтрально на Доне появляяется более "живой" галстук, созвучный костюму Дианы - как будто эта связь снова вселила в него жизнь:

Вот только в реальности Диана не хочет для себя никакого спасения, считая, что не заслуживает быть счастливой (звучит знакомо?). И отвергая попытки со стороны Дона, она лишает и его надежды. Обратите внимание, что платье для этой сцены художники по костюмам выбрали: а) с очень активным принтом, как бы отображающим душевное смятение героини, и б) в синем и коричневом цветах, знаменательность чего мы еще увидим позже. Наконец, уходящий Дон в бежевом плаще, который не является новой вещью, но здесь бежевый безжизненный цвет придает большее значение сцене: женщина, терзаемая темными эмоциями в соответствующем принте и бесцветный мужчина, лишенный надежды:


И раз уж зашла речь о женщинах, спасать или поддерживать которых так стремился Дон, и которые в той или иной форме сообщили, что не нуждаются в этом (и в нем самом) на данном этапе, образ Дианы весьма символичен еще и вот поэтому:


И на фоне этого осознания, что не всех и не всегда можно спасти, перед зрителем оказывается вот такая сцена, где все действие и чувства Дона отражены в его мимике и костюме:



Своих личных демонов Дон тащит в первую очередь из детства, прошедшего при живой, но потерянной для него матери. Поэтому не удивительно, и как бы благополучен не был его "фасад", внутри всегда остается темное пятно, заствляющее Дона верить, что он не достоин любви и счастья - ни материнской, ни чьей-либо еще. Это может передать его светлый (совсем непривычного, кстати, для него цвета) костюм Дона (внешнее сообщение "у меня все хорошо") и виднеющийся из-под пиджака темный галстук под цвет платью матери в лифте (темные демоны мальчка, недолюбленного матерью).

И чтобы жизнь не казалась ему совсем простой, изменения происходят не только на личном, но и на профессиональном фронте Дона. Построенное им бутик-агенство перестает существовать, полгощаемое рекламным гигантом. От которого Дон так упорно пытался ускользнуть, начиная с самого первого сезона.

И на минуту кажется, что это удастся ему и на этот раз - когда вместе с другим партнерами он разрабатывает "план побега". Посмотрите, как, судя по костюмам, несмотря на разногласия, сплочены они все одной идеей:




И посмотрите, как воспринимает каждый из них новость, что эта попытка не удалась - в глазах каждого из них выглядит неоднозначным. И это без пояснений отражено в их костюмах:


Это уже не команда, здесь каждый сам за себя, у каждого свои надежды или страхи. Подробно разберем каждого из персонажей здесь в следующем посте, а сейчас посмотрим на Дона. Его решение все-таки стать частью огромного агенства отчасти связано с тем, какие могут перед ним открыться перспективы, в частности, возможность делать рекламу для самого крупного клиента. Догадайтесь сами...


На минуту это может показаться золотым шансом для героя, который всегда стремился стать образцовой единицей, воплощающей все общественные идеалы и представления об успехе - первый и лучший среди носителей белоснежных рубашек и серых костюмов. Однако именно сейчас для Дона Дрейпера это кажется невыносимым, порождая отчаянную необходимость в смене обстановки и смене костюма. Будет ли это для Дона новым началом? - Одежда, на которую он сменил свой серый костюм как бы намекает:


Зеленый - цвет природы, символизирующий, что побег из офиса для Дона Дрейпера - возвращение к жизни. Свежий зеленый - цвет надежды и начала, который становится еще символичнее, т.к. заново связывает его с дочерью, которая, кажется, начинает заново восхищаться своим "обновленным" отцом-бродягой:


А еще кажется, что герой устал быть Доном Дрейпером, и пытается заново изобрести себя, возможно, улучшенную версию Дика Уитмена - каким он мог бы быть, не терзай его комплексы, чувство вины и вера в свою недостойность. Кажется, что что нужно, это сбежать из Нью-Йорка, снять с себя костюм Дона, и ты можешь стать одним из настоящих американских парней. Смотрите, как новый образ Дона фактически дублирует костюм одного из его новых знакомых, тоже американского ветерана, "соль земли".


И может, таким тебе даже удатся по-настоящему спасти кого-то - такого же потенцеального и потерянного Дика Уитмана-2 - смотрите, как посредством костюмов эти герои связаны почти как отец и сын: их одежда зеркалит друг друга, отличаясь лишь цветами:


И возможно, переродившись, Дон-Дик может стать другим, но все еще не менее крутым, притягивающим к себе людей, но уже не офисно-рекламным божеством, далеким от людей, а земным, настоящим?! И что подойдет для этого лучше всего, чем новый "костюм" из самой американской вещи на земле - джинсов!!!


Однако все оказывается не так просто, ибо нельзя просто отрезать себя от прошлой жизни. Не получается гонять в новой жизни на гоночных машинах, зная, что твоя кровная семья скоро осиротеет, но последнее, что она хочет при этом, это принять тебя обратно. И это дает главному герою понять, что, освобождаясь от всего материального, что на протяжении лет делало его Доном Дрейпером, он может потерять заодно и человеческую, семейную связь. И если так, если жизнь сама забирает у него то, что сделало его Доном Дрейпером, куда идти Дику Уитману, если не к своим истокам - в дом настоящего Дона. Где, как и раньше, ему не нужен был "камуфляжный" костюм, и где его принимали как Дика:




Последняя попытка собрать себя по кусочкам и начать все сначала. Опять зеленый цвет надежды:


И опять осознание, что здесь он тоже чужак - посмотрите на деревенско-вязанные "шершавые" вещи других участников коммуны и на "гладкое" поло главного героя - не случайно одна из участниц во время одного из духовных семинаров не обняла, а откровенно толкнула его, давая понять, что в этом обществе он лишний.


Дон сам понимает, что его спасение не в хиппи-терапии. И кажется, что спасения нет ни для Дона Дрейпера в его зеленом поло, ни для Дика Уитмана в образе настоящего американского парня - герою не удается уйти от чувства безысходности:


И вот здесь самое время вспомнить и провести параллели. Во-первых, вот вам и разрушенный фасад благополучия - внутренняя темнота прорвалась наружу, сложившисть в сине-коричневую клетку:


А во-вторых, вот и родственная душа героя, "сестра по несчастью". Диана и Дон / Дик и Диана - два человека, считающие, что для них не осталось ни спасения, ни выхода. Оба в депресии и оба в сине-коричневом.


Но в отличие от Дианы, у Дона надежда на спасение есть - и она в искреннем и глубоком понимании другого, его нужд, страхов и желаний - то, что делало Дона все это время гениальным рекламщиком, и то, что он, как показалось на минуту, потерял, т.к. перестал понимать новую эпоху.

И через это Дон Дрейпер нашел пришел к своему обновлению...в качестве гениального рекламщика нового поколения? Или просто хорошего человека?


Я однозначно поддержу первое. И скажу даже, что костюмы при внимательном рассмотрении делают "открытый конец" вовсе не таким открытым. Конечно, в последнем кадре Дон в белом - это можно интерпретировать как чистый лист и по-настоящему новое начало. Однако присмотритесь - на фоне других людей, одетых в стиле хиппи, Дон одет в белую офисную рубашку, фактически отличительный знак его личного стиля. Это обновленный Дон, но он все еще рекламщик, возможно, еще более талантливый, чем раньше. А обновленный и прощенный Дик Уитман...


Но это версия моя и еще миллионов зрителей и блогеров, а какая ваша?

Tags: madmen, костюмы
Subscribe

  • "Английская роза" - немодное лицо добродетели?

    Английская роза. Вы слышали о таких женщинах наверняка, хотя бы однажды. В своей самой узкой интерпретации "английская роза" описывает…

  • Леди среди "Джентльменов"

    Итак, обещанное продолжение... (начало здесь ). Есть слухи, что на главную и единственную женскую роль в "Джентльменах" хотели пригласить другую…

  • "Джентльмены" предпочитают костюмы

    "Джентльмены" доставили то удовольствие я не испытывала со времён " Ганнибала"! Стильный фарс Гая Риччи, где костюмы играют особую роль и несомненно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • "Английская роза" - немодное лицо добродетели?

    Английская роза. Вы слышали о таких женщинах наверняка, хотя бы однажды. В своей самой узкой интерпретации "английская роза" описывает…

  • Леди среди "Джентльменов"

    Итак, обещанное продолжение... (начало здесь ). Есть слухи, что на главную и единственную женскую роль в "Джентльменах" хотели пригласить другую…

  • "Джентльмены" предпочитают костюмы

    "Джентльмены" доставили то удовольствие я не испытывала со времён " Ганнибала"! Стильный фарс Гая Риччи, где костюмы играют особую роль и несомненно…