na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

В стиле "долго и счастливо" ИЛИ "Золушка" по Звягинцеву и по Альмодовару

Как и пообещала, продолжаем сегодня сагу о стиле и образах современных Золушек, которую пару недель назад запустил анализ костюмов легендарной "Красотки". Однако подобно многим другим, похожим на неё, "Красотка" сосредоточена на истории "до", так что финальные титры заполняют экран, не позволяя даже одним глазком посмотреть, какой станет героиня, получив официальный статус принцессы. А ведь именно её гардероб из "долго и счастливо" может быть особенно интересен, ведь отражает целую новую жизнь после одной разительной перемены! Именно поэтому сегодняшний пост решено посвятить образам двух современных Золушек в их период "после".


Елена и Магдалена - Золушка Звягинцева и Золушка Альмодовара, для которых "прекрасное далеко" в компании принца оказалось либо не столь счастливо, либо не столь долго. Но нас сегодня в первую очередь интересует их стиль и гардероб, отражающий смену статуса и игру по новым правилам и в новой роли.

Весьма интересная деталь - в традиционной истории Золушки нам мало известно о мотивах, казалось бы, одного из главных персонажей, в конце концов в корне изменившего жизнь героини Прекрасного Принца. Чем среди многих прелесных особ его привлекла именно Золушка  - своей красотой и женственностью и же трудолюбием и кротким взглядом?

Кто она, вышедшая замуж за принца Золушка - трофейная жена или всем обязанная своему "принцу" сиделка? Именно эту сторону нерасказанной сказки (и её последствия) исследуют в своих "Разомкнутых объятиях" и "Елене" Альмодовар и Звягинцев, выбирая типаж героини и почти каждый её наряд в соответствии с возможным ответом.

С одной стороны красивая (Магда)Лена, подобно Золушке, ведет серую, полную грусти жизнь, надеясь на чьето-то спасения. И её костюмы "до" - иллюстрация состояния отчаяния и грусти. Работая секретаршей днем, подобно Золушке, Лена носит серые и неприметные "рабочие" вещи. Художники по костюмам подобрали для этого серый деловой костюм, иллюстрирующий всю грусть и безрадостность жизни Лены (но при этом подчеркивающий её женственную фигуру, ибо как и Золушка, Магдалена красива и чувственна даже в скромном наряде):


penelope-cruzs-style-broken-embraces-6-e1352149624985.png

А вот в темное время и для того, чтобы дополнительно заработать, Лена превращается в "девушку по вызову". И для этих вечерних сцен художники построили не менее говорящий образ:

6.jpg

Ожидающая в своей квартире [кстати, обратите внимание на интерьер, т.к. мы к нему еще вернемся] очередной звонок Лена, одета в полупрозрачный ярко-красный свитер, отрывающий ноги, оголяющий плечо, позволяющий увидеть её нижнее белье (конечно же, черное и кружевное!) - она буквальный сгусток эротики, воплощение чувсвтвенности и страсти. И вместе с тем в этом красном она как тревожный сигнал - о беде и необходимости помощи.

Красный, способный иллюстрировать и опасность, и любовь, и страсть, становится одним из главных мотивов в костюмах Лены. Наряды разных оттенков красного она продолжает носить и после того, как для неё началась новая жизнь - в статусе супруги "принца":

7.jpg

Для него Лена - несомненно трофейная жена, объект страсти и чувственного наслаждения (*смотрите, как в кадре неслучайно фигурируют красноватые яблоки - библейский символ соблазна). Поэтому её новый гардероб полон однотонных красных нарядов - классически элегантных и иногда несколько солидных для облика героини, взрослящих:

2.jpg

Это очень точно отражает динамику между нашей современной Золушкой и её принцем: для него она объект страсти, вожделения, возможно, даже любви, для неё эта жизнь - слишком солидная, степенная, в которой с её стороны нет чувств и эмоций. Денежная зависимость привязывает Лену к старому мужу. Точнее, приковывает. В связи с чем золотые цепи это еще один повторяющийся мотив в её пост-золушкином гардеробе: пояс в виде цепи, толстая золотая цепь на дорогой сумке и апогеем всего оказывается почти полностью созданный из золотых цепей следующий образ - женщина в буквальном смысле закованная своим мужем в цепи:

9.jpg

И на диаметрально противоположной стороне оказывается в этой системе координат звягинцевская Золушка "Елена":

12.jpg
Не показывая, как выглядела Елена до встречи со своим "принцем", художники по костюмам, равно как и сам типаж актрисы, рассказывают нам совсем другое продолжение хорошо знакомой сказки. Елена некрасива, она явно не трофейная жена, и выбор её "принца" обусловлем другими качествами Золушки, делающими её идеальным обслуживающим персоналом:

301858248.jpg

И её новая роль жены "принца" вовсе не роль принцессы, но продолжение золушкиного бытия, пусть и в более дорогой "рабочей форме" и в новых интерьерах. Поэтому костюмы Елены подобраны так, чтобы она фактически сливалась с интерьером, потому что для мужа она - часть домашней обстановки, как стул или стол, которые должны выполнять свои функции для хозяина, купившего их:
16.jpg

Новая жизнь Золушки-Елены лишена эмоций, лишена теплоты, она почти бесчувственна и однообразна. Посмотрите, как точно иллюстрируют это интерьер и детали в комнате Елены, равно как и её одежда - все в безжизненно-бежевых нейтральных тонах:
4.jpg

3a68b2cac113bca7835bc65574909dc1_m.jpg

единственное, где Елена чувствует себя по-настоящему живой, это в доме своего сына, в кругу его (и по-настоящему своей) семьи. Именно здесь, скинув пусть и дорогое, но "мертвое" бежевое пальто, Елена оживает. И символизируя это, кадр наполняется (или даже переполняется) цветочными мотивами:

19256.jpg

На "ожившей" Елене уже не бежевая, но свежая весенняя блуза, чей цветочный принт связывает её с цветами на столовой клеенке и на футболке её невестки - именно в этой бедной квартире на окраине и среди этих людей Елена чувствует себя живой, на своем месте, дома.

Оживает и альмодоваровская Золушка Магдалена. Правда, в её случае "цветение" связано с любовью. И с этого момента меняются её образы/костюмы:

penelope-cruzs-style-broken-embraces-7-e1352149796154.png

Однотонность вытесняют цветочные принты, символизирующие весну в жизни Лены, цветение нового чувства. Также исчезает жесткая структурированность силуэтов, солидность и дороговизна нарядов - рядом с возлюбленным Лена становится как будто освобожденной, поэтому её наряды создают мягкие линии, сшиты из таких материалов, которые будут легко развеваться на ветру, символизируя свободу героини.

10.jpg

И если мотив цепей исчезает из её нарядов, красный цвет приобретает теперь новое значение в образе Магдалены. Новый оттенок красного, уже не такой интенсивный, как её первый наряд путаны, красный наконец символизирует для Лены любовь - в него окрашена её простая (но не прозрачная и не обнажающая ни руки, ни плечи) туника:

099dd9b97950d39f7fabfe25bae4b05f.jpg

И раз уж мы вспомнили её первый красный образ, стоит внимательно посмотреть и сравнить эти кадры еще и с точки зрения интерьеров, иллюстрирующих метаморфозы не менее красноречиво, чем костюмы:
6.jpg

5.jpg

8.jpg

От безжизненных нейтрально-бежевых стен её бедной квартиры (на поминающих безжизненный интерьер комнаты звягинцевой Елены), через холодную четкую геометрию, символизирующую отсутствие любви до живого, полного красок и [конечно же] цветочных мотивов интерьера, где Магдалена наконец нашла любовь => три жизни современной Золушки в трех оттенках красного в разных интерьерах её жизни.

Tags: tv-lishious, кино-образие, костюмы, мода, мысли стилиста, типажи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В стиле "правильных" ценностей - имидж "настоящей леди"

    Таких женщин мы так часто видим на экране, что сегодня это один из самых узнаваемых образов, связанный со статусом, ["старыми"] деньгами и потому -…

  • Типаж: Леди-босс

    Продолжаю разбирать типажи сильных женщин в современной культуре и на экране (начало здесь & здесь). Сегодня смотрим на героинь, чья сила не…

  • Типаж: Женщина - Супер-герой

    На экране это, пожалуй, самый популярный тип сильной женщины , главный антипод принцессы, ждущей спасения. Эта героиня…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments