na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Categories:

"Костюмные" понедельники: Pretty woman walking down the street...

Итак, еще один понедельник и еще один раз "костюмная" рубрика оказалась между двух стульев, когда анализ предыдущего сериала благополучно подошел к концу, а новый "кандидат" еще только должен начаться*.

*Это я о заключительном сезоне MadMen, чьи костюмы я анализировала в блоге больше года, и который начинается всего через пять дней, если кто-то пропустиль эту грандиозную новость ;) Вот здесь можно to catch up с их финальным промо.

Однако все, кто читают мой блог не первый день, знают, что это совсем не предлог остаться без "костюмного" выпуска целую неделю, тем более что "кандидата" для этого понедельника даже не пришлось искать. Свое двадцатипятилетие в этом году отмечает романтическая комедия, едва ли не легендарная из всех - "Pretty Woman".  Событие, которое западные СМИ просто не могли пропустить, публикуя на прошлой самые целый поток постов и статей, посвященные "Красотке" - от феминистской критики до модных editorials.

26.jpg
кадр из фильма "Красотка" (1990) и современный глянцевый editorial, вдохновленный
не самым однозначным
костюмом главной героини

6.jpg

И так как эта контроверсальная история современой Золушки любима в отечестве не меньше, чем на Западе, а костюмы "Красотки" уже давно считаются одной из её визитных карточек во всем мире, было бы почти преступно не посвятить этому сегодняшний пост.


Рассказывать сегодня кому-то сюжет "Красотки", думаю, фактически нет смысла - практически всем известна эта версия истории о "Золушке" (или об Элизе Дулитл?), имеющая, правда, современный  привкус в виде рода занятий главной героини. Сегодняшние критики уже не видят [и вполне оправданно] здесь сказку, но куда менее приглядное отражение реальности, где человеческие отношения не отличаются от товарно-денежных.

Авторы фильма, кстати, задумывали фильм совсем не романтично-сладким
(и изначально конец фильма был куда более грустным). И "Красотка" получилась комедией и заканчивается на весьма оптимистичной ноте, классовое и гендерное неравенство проходят в фильме красной нитью, в том числе и посредством костюмов. Отлично об этом написали мои любимые американские модо-аналитики - прочитать из ревью о том, как светлый / бежевый символизирует высокий класс, в то время как пестро-яркий - удел класса рабочего, можно вот здесь. Я же в свою очередь хочу посмотреть на костюмы "Красотки" под несколько иным углом, ведь в одежде героев отражена история взаимоотношений между женщиной и мужчиной, и конечно же, стереотипы об оных.

Итак, Эдвард и Вивиан- акула корпоративного мира и, не будем подсахаривать пилюлю, проститутка. Она продает, он покупает. Её работа связана если не с чувствами, то с их имитацией, его должна быть бесчувственной. Поэтому совсем не случайно вот так выглядит их первая встреча - он в сером из мира рацио, она в красном из мира чувств и эмоций:
26.jpg
Естественно, на Вивиан при этом дополнительные атрибуты её профессии: высокие лаковые ботфорты и ставшее сегодня легендарным мини платье:
300.roberts.julia.lc.8510.jpg

*и вот вам первая порция пищи для размышлений - как вещь, имевшая такой явный негативный контекст двадцать пять лет назад сегодня фактически трендовая, мелькающая на страницах фэшн-блогов и глянцевых журналов...

37.jpg 8.jpg

Это один из примеров динамики в мире моде, пример, как смена контекста влияет на сарториальные нормы, ведь это платье уже не одежда проститутки, а наряд Джулии Робертс в легендарной сказке! А что хорошо для Джулии Робертс, не может быть плохо для современных модниц?

Кстати, аксессуары Вивиан еще один удачный пример:
27.jpg

Как предполагает стереотип, еще профессия подразумевает привлечение внимания, для чего у Вивиан много открытой кожи и...украшений. Но посмотрите на её браслеты свежим взглядом - уж не опередила ли она свое время, предсказав один из сегодняшних устойчивых трендов:
38.jpg
*опять же, как минимум забавно,
что два десятилетия назад художники по костюмам использовали этот нюанс,
дабы подчеркнуть "непрестижную профессию" и фактически плебейство...

И естественно, нельзя обойти знаменитый платиновый парик. Хотя здесь все понятно - это маскировка героини, ибо на самом деле она совсем другая - свободная, эмоциональная и надеющаяся на большое чувство, о чем и свидетельствуют её буйные настоящии кудри:
10.jpg

Однако едем дальше. А дальше все еще рациональный и бесчувственный Эдвард покупает услуги Вивиан еще на одну ночь, дабы на ужине с потенциальными партнерами не выглядеть столь холодным. Какой же наряд выбирают для этого вечера художники по костюмам?
31.jpg

Память почему-то рисовала мне это платье темно-синим, но новый просмотр вернул все на свои места. И конечно же, никаким другим, нежели черным оно быть не может! Почему? В этом платье Вивиан все еще "женщина на продажу", уже не уличная проститутка, но куртизанка. Поэтому и её платье, и прическа отсылают к таким мотивам:
20.jpg

Плюс, и это кажется здесь настоящей костюмной находкой, у платья декоративная деталь, напоминающая ошейник - женщина на продажу не может быть свободной, кто-то всегда может дернуть за поводок:
15.jpg

Плюс, никуда не деться о самых тривиальных ассоциаций с черным кружевом - фактически символом не невинной и чистой, но порочной любви, соблазна:
9.jpg

Поэтому черное кружево появляется в костюмах Вивиан несколько раз: на её "рабочем" белье и в качестве отделки уже более дорогой версии белья для соблазнения все еще клиента, т.е. для любви за деньги:
18.jpg
22.jpg

Как подтверждение тому (и забегая вперед сюжета), стоит отношениям Вивиан и Эдварда перейти в стадию влюбленных, как её белье моментально меняет окраску, символизируя, что теперь это чистые и искренние отношения, а не купля-продажа:

16.jpg

Однако, вернемся к сюжету, где Вивиан ждет большой "стильный переворот" под чутким руководством Эдварда и его кредитной карты. Процесс покупок включает в себя одну интересную сцену:

30.jpg

Во-первых, в кадре появляется алое вечернее платье на манекете пости с идентичной прической Вивиан. К этому мы еще вернемся, т.к. это, по-моему, совсем не спроста. А во-вторых, на одной из продавщиц комбинезон, который мне срочно нужен! наряд Вивиан здесь, кажется, очень точно отражает её настоящую сущность (даже геометрически юбка зеркалит её кудряшки) - молодой, современной, активной и дерзкой, не боящейся риска и изменений.

Купили ли ей этот наряд, мы не знаем. Но посмотрите, как выглядит тот костюм, в который в конце одета Вивиан как символ её большого перевоплощения:
29.jpg

А теперь вспомним, что здесь Джулии Робертс не больше двадцати пяти, а на улице 90-е. Согласитесь, что в этом контексте накой наряд выглядит...уж слишком солидным и взрослым. И все-таки художники по костюмам решили использовать его, и на это есть, как мне кажется не одна причина. Во-первых, тем сильнее выглядит контраст между "стало" и "было", полностью разрывается связь с уличной жизнью Вивиан (логичное пояснение, почему наряд белый - новая жизнь для Вивиан, "с чистого листа"). Однако есть еще кое-что...

"Красотку" порой называют современной интерпретацией "Пигмалиона", что роднит её с другой версией - "Моя прекрасная леди", где Элиза Дулитл тоже совершила серьезный личный и стильный переворот, отзнаменованный вот этим легендарным нарядом:
19.jpg

Согласитесь, что сложно не заметить по крайней мере "идейное" сходство. И очень легко предположить, что образы Элизы Дулитл "после" вдохновляли спустя десятилетия преображение Вивиан:
5.jpg 1.jpg

И еще один легендарный костюм, который заставит почти любого стилиста вспомнить "Красотку", стоит зайти разговору о... "горошке":
28.jpg

*Кстати, обратите внимание на рисунок на галстуке её спутника - змея, как символ соблазнения и обмана, Эдвард все еще корпоративный змей, поглощающий ради выгоды своих партнеров. А еще он создает для Вивиан мир иллюзии, которым, как она сама осознает, не суждено сбыться.

Сама же Вивиан здесь - символ утонченности и хорошего тона. Ибо есть что-то в "правильном" горохе, рассыпаному по дорогой ткани, что делает образ утонченным и одновременно почти что невинным, нежным, девичьим. Не случайно его в этих целях используют и "звездные" стилисты:

21.jpg
И наконец время посмотреть на Главное Платье, знаменующее пик преображения Вивиан - её чувств, её статуса в собственных глазах, её роли в жизни Эдварда:
24.jpg

И здесь самое время вспомнить то красное платье на витрине, на манекене, похожем на Вивиан, как бы предсказывающем: "тебе суждено влюбиться, детка".
30.jpg

Что интересно, изначало платье для оперы должно было быть черным. Возможно, это бы отражало, что Вивиан и Эдвард теперь на одной странице - оба утонченные, оба выглядят как люди из высшего общества. Но художник по костюмам Мерлин Вэнс решила рискнуть и убедила всех заменить наряд на платье собственного дизайна - красного цвета (под осенний цветотип Джулии Робертс) и с вырезом, напоминающим сердце. All the rest is history...

И еще одно наблюдение, если мы снова сравним "красотку" Вивиан и Элизу-Одри Дулитл. Если вы помните, в истории последней тоже есть свой бал, во время которого она наиболее блистательна, на своем пике, ультра-эффектна. Однако для Элизы-Одри художники по костюмам выбрали светлый, фактически белый цвет и "обсыпали" кристаллами:
35.jpg

И эта разница в их "бальных платьях" демонстрирует радикальную разницу двух Золушек 20-го века. Метаморфозы Элизы были замешаны на интеллектуальном росте, не на эмоциях. И именно такой была природа отношений с её "принцем" - она должна была стать чистой и совершенной, как бриллиант. А вот отношения Эдварда и Вивиан в первую очередь чувственные - она учит его прислушиваться к сердцу, к эмоциям, поэтому на пиковом моменте она не непогрешимый эталон, но воплощение тепла и чувственности.

И именно умение чувствовать (ну и любовь, конечно) отныне символизирует Вивиан в глазах Эдварда, и для сцены их прощания она снова надевает красный. Она была в красном, когда они встретились, и в красном же, когда расстаются. Костюмы как бы должны нам сказать, что несмотря на разницу в добрых несколько сотен в их стоимости, деньги не поменяли Вивиан, она все еще верна себе, своим чувствам:
13.jpg

Вот только стоит Вивиан выйти за порог отеля, как она тут же начинает новую жизнь принимается за подготовку к новой жизни - самостоятельной и без торговли телом. И что интересно, её вдохновением становится именно успешный и рациональный Эдвард:
17.jpg

Здесь художники играют на силе контастов. Джинсовый костюм "девушки из рабочих" не предвещает никаких перспектив подруге Вивиан, которая сама облачилась в "деловые" черно-белые тона и сменила мешковатую красную кутрку на строгий черный жакет. Правда, действовать самостоятельно её все-таки не пришлось (иначе это бы не была сказка!)

14.jpg

На этом у меня сегодня все! Однако учитывая легендарность сегодняшней темы, расскажите-ка мне о своих воспоминаниях о фильме "Красотка" - когда впервые смотрели, понравился ли или вызвал критику? Ну и раз зашел разговор, накидайте в коменты ваши любимые истории современных Золушек - интересно, как там дела обстоят с костюмами!

Tags: tv-lishious, костюмы, мода
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →