na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Categories:

Еще раз про шоппинг ИЛИ что знал о Черной Пятнице Пелевин?

Примерно неделю назад, когда самолет перенес меня через Атлантику, и за окном вместо осеннего Лондона нарисовался солнечный Майами, оказалось, как это, впрочем, всегда случается после длительного перелета, что подоходящий к концу в Европе день в Америке еще только шел к своей середине. Так что у меня появилась редкая возможность прожить этот самый день дважды. Забавно, что этим днем оказалась именно Black Friday - небезызвестный великий и могучий День Скидок.

И знаменательным (лично для меня) это было вовсе не потому, что за один день, чуть-чуть поднапрягшись, я могла бы круто взять быка за рога и со всей мощью "сэкономить" одновременно на двух континентах. Нет, вся знаменательность этой пятницы - внеочередное подтверждение тому, что совсем недавно мне довелось озвучить на семинаре в Израиле, темой которого, как можно догадаться, был, в том числе, шоппинг...

Пятнадцать пар одновременно заинтересованных и недоверчивых глаз в ответ на заявление, что через минуту я расскажу, что на взгляд абсолютно всех производителей/байеров/модных брендов является самым горячим трендом 2014-го. И ушедшего 2013. И грядущего 2015. И, пожалуй, еще одного года, в независимости от того, смотрите ли вы назад или вперед. Один-единственный тренд, от которого модная индустрия не отказывается от сезона к сезону, не имеет ничего общего с цветовой палитрой, силуэтом или типом ткани. И одновременно с этим именно он оказывает едва ли не решающее влияние на то, как в конце-концов будет выглядеть ваш гардероб и попытки воплотить в жизнь ваши (ваши ли?) представления о себе и своем личном стиле.

И все это можно элегантно упаковать лентой синонимов в одну строчку: Консьюмеризм. Потребление, Шоппинг.

Работающая как и любой другой бизнес, в 20-м веке модная индустрия с успехом перешла на новый режим - режим "моды на быструю руку", "fast food/fast fashion". Ибо если столетие назад счет при создании платья мог вестись на дни, а то и на недели, то сегодня, имея массовое производство, глобальные ресурсы и технический прогресс, мы считаем на часы и даже на минуты.

Огромное количество производимого, которое необходимо куда-то сбывать, ибо, как и в любом другом бизнесе, упадком считается и отсутствие роста. Таким образом этот результат глобализации и прогресса (процессов положительных самих по себе) оседает в наших гардеробных, порой не первым и не вторым слоем на вешалках и полках. И происходит это уже даже не
ежегодно или ежесезонно, но ежемесячно и еженедельно. Так что нет ничего удивительного в жалобах на "не работающий" гардероб - по крайней мере в половине случаев он оказывается слишком объемным, слишком большим, чтобы быть "эффективным"  (*у одной из моих последних клиенток гардероб удалось привести в "рабочее" состоянии после 7-ми часов разбора, в результате чего 2/3 его содержимого были отправлены "на благие цели").

Наверно поэтому в кризисе 2009-го мне мерещился намек на позитивный результат в области гардеробной (а может, и не только). Сжимающаяся экономика могла бы побудить большинство из нас "сжать" собственное потребление, реже и меньше приобретая обновки. Т.е. любой вещи суждено дольше и эффективнее проработать.

А это могло бы означать своеобразное, пусть даже частичное возвращение к "медленной моде", противоположности фаст-фэшн. Ведь если вещи суждено прожить и проработвать в градеробе не один сезон, маловероятным был бы спрос на разваливающуюся после одной стирки обновку (т.е. это означало бы более высокий потребительский стандарт).  А еще вернулась бы настоящая необходимость в "поддерживающей" системе, ведь если вещь приобретается не на день (стоит соответствующе и имеет соответствующее качество), в неё можно и нужно "вкладывать", подгоняя по фигуре, поддерживая правильным уходом (привет, химчистки, ателье и сапожные мастерские!).  Ну и самое главное это то, что "медленная мода" предполагала бы более медленный и вдумчивый подход к самому гардеробу - его постоению и развитию постепенно.

Однако, кризис 2009-го миновал, а ничего подобного за эти пять лет не произошло, все продолжает идти обычным потребительским ходом. И если силы, толкающие индустрию, мне довольно легко понять, то я продолжаю спрашивать себя, что движет взрослыми самостоятельными людьми, которые изо дня в день попадаются на этот крючок.

Не так давно я уже высказывалась здесь на тему => частично наша проблема в том, что потребление / приобретение новых вещей aka шоппинг тоже "продается" современному человеку: как времяпрепровождение, развлечение, терапия. Однако это так и не отвечает на вопрос: почему? почему мы, собственно, на это "ведемся"?

Все вдруг сложилось в стройный ряд, когда я готовилась к упомянутому семинару, т.к. складывая в единую презентацию все идеи, я не могла отделаться от мысли, что где-то все это уже видела. Тогда, немного неожиданно рука сама потянулась не к Vogue или H's Bazar, но к уже давно прочитанному "Бэтман Аполло". И даже с риском сеять здесь теории конспирации, не могу удержаться от того, чтобы не отметить, как четко, точно, легко укладывается массовая фэнш-индустрия в основные принципы "Вампоэкономики.

Подумайте, не похоже ли на пелевинский American Dream так многое из того, что ежедневно демонстрируют нам в виде эталона, красоты, тренда:

"Каждую ночь человеку сниться сон...и все эти шестнадцать часов человека возят мордой по битому стеклу... Не по стеклу, а по его социальным и личным комплексам, по всему, как у вас говорят, гламуру и дискурсу. Человек в этом сне шестнадцать часов подрят страдает от несоответствия образам красоты и успеха, от своей тщены и нищеты..."

И не это ли предлагают нам потом "залечивать" потреблением, обратившись к шоппингу в качестве лекарства:

"Человек - это машина, постоянно движущаяся к точке наибольшего наслаждения. Но при этом она вырабатывает не наслаждение, а страдание. Они послушно копируют придуманные маркетологами паттерны поведения...Люди почти счастливы... Они считают себя свободными, потому что могут сами выбрать маршрут перехода из точки А в точку Б. Хотя на самом деле никакой точки Б нет..."

Обидно, что в результате это так часто фактически на корню точит возможность формировать личный стиль действительно как свой собственный, никем не продиктованный, но по-честному и по-настоящему личный. Это, вместо погони за соответствием какому-то призрачному стандарту.

Возможно, именно такая настоящая верность себе умноженная на каждого (раз уж кризис 2009-г не смог) сможет стать той самой "революцией изнутри", которая, пусть не за год и, наверное, не за два, но сможет  изменить наконец расстановку сил, не молчаливо потребляя, но получая уважительное и предупредительное отношение - то, на которое может и должен рассчитывать любой уважаемый клиент в любой отрасли / индустрии.

Так что оставляя Черную Пятницу далеко за собой, начать новую неделю предлагаю именно с этой ноты!

Tags: мысли вслух, мысли стилиста, про красотень, шмотомоции
Subscribe

  • "Безумные" метаморфозы Пегги Олсон

    Продолжим рубрику экранных метаморфоз, где я разбираю стильные преображения героев на экране. И хотя этой героине я уже посвятила здесь немало…

  • "Из гусеницы в бабочку". Ещё о стильных кино-метаморфозах

    Истории стильных метаморфоз в кино всегда увлекательны, но иногда проблемны. О «темной» стороне этих историй читайте в моем предыдущем посте ,…

  • Inspired by...

    В своем последнем «костюмном» посте я обещала обратиться к теме, которая неизменно актуальна в моей работе с клиентами и может быть интересна для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • "Безумные" метаморфозы Пегги Олсон

    Продолжим рубрику экранных метаморфоз, где я разбираю стильные преображения героев на экране. И хотя этой героине я уже посвятила здесь немало…

  • "Из гусеницы в бабочку". Ещё о стильных кино-метаморфозах

    Истории стильных метаморфоз в кино всегда увлекательны, но иногда проблемны. О «темной» стороне этих историй читайте в моем предыдущем посте ,…

  • Inspired by...

    В своем последнем «костюмном» посте я обещала обратиться к теме, которая неизменно актуальна в моей работе с клиентами и может быть интересна для…