na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Categories:

"Один день" в костюмных метаморфозах

Еще одна неделя плавно меняет свой курс на выходные. И если последние пару недель я еще могла объяснять отсутствие "костюмных" понедельников командировками и разъездами, но на этой неделе срок годности моих оправданий официально иссяк. Поэтому сегодня в блоге будет еще одни внеплановый кино-разбор (*четверг определенно начинает претендовать на роль "костюмного" дня, судя по складывающейся истории ;)

На этот раз я выбрала фильм, интересный в контексте стиля и костюмов сразу в нескольких аспектах. Во-первых, это хороший пример любимого мной жанра "трансформер" нет-нет, этот пост не о робото-тракторах, т.е. фильма, на протяжении которого главные персонажи переживают сильные личные метаморфозы (в характере / во взглядахна жизнь / в стиле жизни), что, конечно же, отражается в их костюмах.

Во-вторых, сюжетная линия здесь крепко закручена вокруг двух героев, поэтому фильм - еще и удачный пример "костюмов в паре". Т.е. образы героев оказываются в том числе зеркалом их взаимоотношений, подчеркивая, как меняется здесь расстановка сил, намекая, что еще можно ждать в развитии сюжета.

В-третьих, действия фильма захватывают период длиной в двадцать лет, так что костюмы героев являются еще и отражением целой костюмно-модной эпохи. Причем, на этот раз речь идет о временах вовсе не отдаленных, так что многие из нас даже могут найти кое-что, похожее на тот или иной наряд героини на дальней полке собственного шкафа.

И наконец, как будто для того, чтобы сделать мою задачу значительно проще, действия фильма это череда встреч - на протяжении лет главные герои периодически встречаются на один день, так что обо все, что накопилось в их мыслях и в их душе параллельно рассказывают зрителю их диалоги и...выбранные для этого дня костюмы.

Итак, сегодня у нас один день из жизни мальчика и девочки. Один день длиной в двадцать лет. В общем, как многие уже догадались, "Один день" и его костюмы:

anne-hathaway-1322341187


Чтобы напомнить тем, кто смотрел (а может быть, еще и читал) давно и ввести в курс дела тех, кто [пока] не смотрел вовсе. "Один день" - история Декстера и Эммы, познакомившихся на университетском выпускном, у которых была одна совместная ночь и последующие двадцать лет выноса друг другу мозга попыток понять, какую роль они должны играть в жизни друг друга, для чего они и периодически и появляются в жизни другого, как и предполагает название, на один день.

Их первая встреча происходит в 1988-м. И Декстер и Эмма оба - свежие выпускники колледжа. Но это, пожалуй, и все, что их объединяет. И то, насколько разными оказываются эти персонажи - с точки зрения целей и задач, социального статуса, отношения к жизни - нам еще до их диалогов и без многих слов красноречиво рассказывают их костюмы:

tumblr_m6ax7s2uTf1rxaurko1_500

Так, наряд Эммы - это буквальное визуальное воплощение поп. культуры ранних 90х, ориентированых на подростковый бунт и свойственный подросткам (очередной!) отказ от принятых канонов. Помните, как в микс нежного и жесткого, девичьих платьев, грубой обуви и джинсовых курток была одета по крайней мере каждая вторая девочка - от "звезды" до одноклассницы:

one day1

В 20м веке восстание против традиций было свойственно подросткам каждого десятилетия. Однако у каждого поколения - свои цели и своя повестка дня.  Так, в 60х это был бунт сексуальности, раскрепощенности и гедонизма, во главе которого оказалось первое (после Второй Мировой) поколение сытых подростков. Отсюда увлечение яркими красками, кричащими принтами, ультра-мини и go-go boots.

А вот в ранних 90х противостояние традиции и родительским канонам вели в первую очередь подростки из "рабочих" семей, так что стремление к свободе воплощал уже не ассортимент бутиков Карнаби-стрит, а миксованные наряды a la сэконд-хэнд в стиле "я его слепила из того, что было" - сочетание мужского и женского, девичьего и грубого, и все очень недорогое. Это одежда "ребят рабочего класса", из семей "голубых воротничков" (что в частности объясняет популярность джинса и джинсовых вещей) и вера в идею, что стремление, талант и большие мечты в конце концов победят статус.
Не сложно догадаться, что Эмма - девушка из простой рабочей семьи и выпускница литературного отделения конечно же планирует стать писательницей. И этот, воплощенный в её наряде дух отсутствия статуса и свободы фактически противоречит всему, что представляет собой Декстер в костюмной "двойке" - символ статуса, солидности, состоятельности и уверенности в себе.  И чтобы подчеркнуть, насколько выбивается из этого уравнения "рабочая" Эмма, нам показывают её (и её наряд) на фоне семьи Декстера (и их костюмов):
meeting family
И вот когда мы уже должны подумать, что этих героев не связывает совсем ничего, создатели фильма природносят зрителю вот такой кадр:

На мой взгляд - отличный пример "парного костюма", который как раз указывает на связь между героями. Он без пиджака, она - без своей джинсовой куртки, т.е. каждый из героев как бы отложил в сторону разделяющий их вопрос статуса и достатка. Теперь они в одной светлой цветовой гамме, его подтяжки "зеркалят" ремешок сумки на её плече, с одинаковыми часами на запястье => они как бы связаны в пару (ремеши, подтяжки), у них одно время на двоих (одинаковые часы), они смотрят в сторону одного светлого будущего.  И...обратите внимание, что у Эммы цветочный рисунок на платье, мы еще вернемся к этому.

А дальше?

А дальше с течением лет Декстер благодаря статусу и уверенности в себе стал еще богаче и успешнее, как, собственно, и предполагал его костюм (правда, я попалась на удочку классичекого костюма и предсказывала финансовую карьеру, а оказался шоу-бизнес). А Эмма, как и тысячи её бунтующих в начале 90х ровестниц из простых семей, отложила мечту о творчестве и свободе в пользу заработка. Смотрите, как выглядят теперь наряды Эммы в каждую их последующую встречу:

One_Day_review_article_story_main
110817-one-day-hathaway.grid-5x2

one-day-rafe-spall-anne-hathaway

После светлого платья в крупный цветочный принт, символ юношеских пост-университетских надежд, цветы на платьях Эммы становятся все мельче, а сами платья все темнее. Какое точно отражение процесса затухание мечты и уход из света в тень!

Их следующая встреча происходит в 1996, когда Декстер все еще успешный шоу-мен (а также алкоголик и наркоман на пол-ставки), а Эмма - все еще в безуспешных попытках найти себя. А что рассказывают нам во время этой встречи их костюмы:
Anne-Hathaway-and-Jim-Sturgess-One-Day

Он - в неизменном костюме, темного цвета, она - в "пылном" бледно-лиловом => "темный" vs. серый и безжизненный. Он - в тренде, её платье старомодно => успех и деньги vs. неустроенность. И наконец, неизменной в наряде Эммы остается "цветочная" тема:

344521_original

purpledress

Правда, на это раз цветов на её платье почти не осталось - как будто осталась всего только одна надежда, один росток, один шанс. И если предположить, что эти цветы символизируют не только надежды Эммы на личный успех, но и её взаимоотношения с Декстером, то этот костюм - очень точное отражение тому, как и её фраза в конце их яростной ссоры: I love you Dexter, I just don't like you anymore => от надежды взростить их отношения остался один-единственный росток...

Следующую встречу героев (и их костюмов) мы наблюдаем уже в 2000-ом году, на свадьбе общих знакомых. И здесь их костюмы говорят об изменениях в жизни каждого красноречивее самих героев:
wedding

Он - в светло-сером. Его карьера шоу-мена закончилась, но благодаря этому же он выбрался из "темного места" обратно на свет. У него есть невеста и надежда на светлое будущее. Она - опять в платье "в цветах", то теперь это не китайское платье яркого "живого" цвета:
blue-cheongsam-anna-hathaway-2

На мой взгляд это великолепный ход, сделанный здесь художниками по костюмам. Во-первых, посредством "китайского" платья Эммы они подчеркивают модный тренд, ибо я сама отлично помню популярность восточных мотивов в образах на гарни "нулевых" - это был тренд, фигурировавший в журналах, на большом и малом экранах, на коктельных вечеринках и на свадьбах:
Screen-Shot-2013-11-28-at-12.39.08
chenese dress1

Таким образом мы можем понять, что дела у Эммы идут в гору (она стала автором, чьи книги публикуют), она ушла из отношений, лишавших её энергии, она снова живет, мечтает, цветет. Но не только это. Посмотрите внимательно на кадры в фильме - Эмма единственная девушка в таком экзотическом наряде - теперь (и в первую очередь в глазах Декстера) она больше не соседская девчонка, но яркая, неординарная и тем самым притягательная.

 И эта трансформация создает новую расстановку сил в отношениях героев. Теперь Эмма - в ярких и насыщенных, "сильных" цветах, а Декстер - в светлых и бледных.  Со стороны кажется, что теперь сила принимать решения и выбирать есть у неё, а не у Декстера:
one-day-movie-photo-16-e1312956638475

Однако эта сила окажется невостребованной еще несколько лет, до 2003-го года, когда герои в очередной раз встретяться уже в Париже. Он - немного потерянный и все еще ищущий себя, она - успешная, в расцвете своей творческой карьеры:
paris

Именно в эту встречу режиссер и художники фильма демонстрируют нам наконец долгожданную и особенно яркую трансформацию Эммы. Признаюсь, что когда я в первый раз смотрела фильм, моя реакция не отличалась от реакции большинства - я видела перед собой аллюзию на Одри Хэпберн, отсыл к образу "французского гамина" => новый имидж Эммы как отражение её приобретенной "европейскости" (все-таки девушка живет в Париже и встречается с французским музыкантом!) и того факта, что все в её жизни хорошо и светло и успешно.

И только смотря фильм во второй раз, я, как мне кажется, поняла более глубокую задумку. Смотрите:

short hair

Sabrina-audrey-hepburn-824944_1300_1608 sabrina10

С точки зрения стиля и имиджа трансформация Эммы в "Один день" это действительно аллюзия на Одри Хэпберн, а точнее - на её воплощение трансформации (тоже связанной с поездкой героини в Париж) в легендарной "Сабрине". А также и на последующую экранизацию "Сабрины" с Джулией Ормонд, где произошедшие с героиней внешние метаморфозы практически идентичны тем, что мы видим в "Один день":
sabrinamakeover

Что важно, во всех случаях речь идет о внешней трансформации, которая связана с личным успехом героини - успехом профессиональным, которым она не обязана никому кроме себя. И поэтому главным "инструментом" такой трансформации является...отказ от длинных волос и короткая стрижка. Что, если задуматься, очень логично, ведь еще в 20х женщины обрезали волосы как символ собственной самостоятельности и стремления добиться всего лично. И посредством собственной стрижки Эмма как бы объявляет собственную независимость, уверенность в собственных силах и то, что другую себя она оставляет в прошлом (*кстати, очень похожий прием использовали также авторы "Sliding doors", где стижка была первым шагом к новой себе у героини).

Ну а если мы вернемся к самим костюмам, то сможем увидеть следующее:

paris1

Два персонажа, чьи костюмы на этот раз не связывают, но разделяют их. Здесь нет созвучности цветовой гаммы, рисунков, стилевых мотивов. Более того, наряд Эммы - четкий, структурированный, в то время как одежда Декстера выглядит мешковатой. Мне уже доводилось писать здесь о том, какой посыл может иметь на экране более четкий силуэт и более мешковатый, однако здесь это символизирует то, насколько четкой и ясной и all figured out кажется Эмме её жизнь по стравнению с "потерявшимся" Декстером. В общем, если судить исключительно по картинке, два героя переросли друг друга и пришло внема двигаться в разные стороны. Согласно сюжету именно так думала и Эмма. Но...

Change of dress can be a change of heart - переоденьте девушку в другое платье и вы сможете поменять ход событий ;)
spl206148_0171
Вот вам синее платье, "костюмно" привязывающее героиню к герою (он-то прилетел в Париж уже в футболке точно такого оттенка). Платье это более женственное, так что если в строгом "карандаше" Эмма была настроена на динстацию, то здесь её настроение меняется на романтичное. Плюс, отсутствие рукавов и глубокий вырез открывающие много кожи = незащищенность и уязвимость, чувствительность (вспомните, что встречать Декстера она приехала даже в перчатках). Ну и результат соответствующий:

anne_hathaway_und_jim_sturgess

И опять же, чтобы увидеть, что изменилость ( что не изменилось ) у этих героев, достаточно сравнить эту сцену с их первой - кто в темном, кто в светлом, кто в мягком, кто в жестком и структурированном, кто более сильный и уверенный, где Эмма все еще пытается защититься, закрыться "панцирем" (куртка, ботинки), а где готова открыться и не боиться собственной беззащитности (открытые руки, открытые туфли на тонкой шпильке, декольте):
anne-hathaway-1322341187

И какими же мы видим наконец героев в их личном "жили они долго и счастливо..."? - Помните, я говорила вам, не забывать про светлое платье в цветах в начале из знакомства? Так вот:




One-Day-one-day-2011-movie-28139825-1280-544

Вот так костюмы могут предсказать конец (или почти конец истории). Как будто прошло не 20 лет, а двадцать дней, и после всех трансформаций герои вернулись к той точке (и к тем нарядам), с которых их история и началась:

one-day-pelicula-30
anne-hathaway-one-day-trailer

Все, кто видел фильм (и/или читал книгу), знают, что это не совсем конец. Однако, из-за спойлеров, я все-таки остановлюсь здесь, позволяя вам самим посмотреть и узнать, как закончится "Один день" - в сюжетном и костюмном плане.

У меня на сегодня все. Впереди выходные - обещанный пост про джинсы, так что stay tuned!..

Tags: tv-lishious, кино-образие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →