
В случае Джоан это история женщины, при всех своих способностях и талантах сделавшей ставку на традиционный "женский" путь - ЗА мужем, с полноценной семьей и отказом от работы, где она не планировала продвинуться выше должности секретаря, пусть и главного и всеми уважаемого. Поэтому и в своем внешнем образе ставка Джоан делалась на сочетание профессионализма с женственностью. Её, казалось бы, сдержанные, не открывающие ничего лишнего офисные платья были при этом почти всегда ярких цветов и достаточно плотно обтягивающие ультра-женственную фигуру. За счет этого как бы создавалось впечатление из последних сил сдерживаемой женственности, как бы говорящее: "Еще немного, я только устрою и смогу наконец избавиться от этих оков [оставить карьеру и офис] и расцвести в полной мере пышной настоящей женственностью, как и полагается настоящей женщине".


Но как вы помните, жизнь имела на Джоан свои планы, и в мужчинах, включая собственного супруга, Джоан пришлось сильно разочароваться. А её сексуальность и женственность, так ценимая ей самою, сыграла с Джоан злую шутку, в результате которой она наконец отчетливо поняла, что никокой профессионализм и следование офисному дресс-коду не спасут её от того, что большинство мужчин продолжают видеть в ней исключительно лакомый кусок мяса.




И отношение, которое она получает от коллеги-мужчины [ниже её по званию] соответствующее: назначь-принеси-подай-договорись. И даже попытка сформулировать для себя более авторитетный и деловой вид, приносит Джоан лишь частичный успех:


Ибо тогда для Джоан партнерство и новая должность все еще были ислючительно мужской игрой, где женщине могло не найтись места. Спустя год и сезон, успешно справляясь, она, кажется, более отчетливо видит себя на этом месте. Именно поэтому её новый деловой костюм куда больше её костюм, чем все предыдущие. Однако...
Все еще так видят Джоан некоторые из окружающих её мужчин, все еще относясь к ней как к "секретарше на повышении". А если предположить, что многие знают, как получила Джоан свое партнерство, это делает её уже не такой уверенной и сильной, а уязвимой. Возможно, именно поэтому её замечательный и женственный деловой костюм лилового цвета и цветом и линиями перекликается со следующими нарядами, выбранным художниками по костюмам для Джоан в моменты, когда она оказалась максимально женственна, беспомощна и уязвима:



слева - наряд из сцены изнасилования Джоан (сезон 3);
справа - наряд из сцены, где Джоан пришлось работать в магазине одежды (сезон 4)
Однако Джоан Харрис - не та женщина, которая легко сдается. И эту силу и желание победить она демонстрирует в своих нарядах. В первую очередь она обращается к уже знакомому её приему имитации мужских нарядов - черно-белая строгая гамма, манжеты и воротничок, имитирующие деловой костюм её собеседника:

Что примечательно, однако, Джоан в a la мужском наряде, тоже терпит фиаско, ибо её собеседник не желает обсуждать с ней дела, требуя встречу с настоящим мужчиной, а не с женщиной, переодетой в мужчину. Ничего не поделаешь, но быть "одним из парней" никогда не было коньком Джоан Харрис. Её успех это, все-таки, успех женщины, что и следует выражать внутренне и внешне.
Что Джоан, наконец, и понимает. Начиная с того, что мы встречаем её в кабинете профессора бизнес-факультета. И нет, это не романтическая встреча, но попытка Джоан получить дополнительные знания и повысить собственную квалификацию - эта женщина определенно хочет, чтобы ценили её не только за бюст, но и за знания. И здесь уже соответствующий наряд - женственный, но не облегающий, яркий, но не цвета секса и страсти, а скорее цвета золота. Добавьте к этому крупные золотые серьги, похожие на монеты и пояс, чьи звенья имеют с монетами явное сходство, и вы получите новые стремления Джоан - денег, успеха. Есть в её наряде и демонстрация авторитета и силы, только не по-мужски, не посредством агрессивных углов крупных лацканов, а по-женски - при помощи крупного ворота из шелка:

И в офисе она делает это её раз. Сначала надевая почти идентичный наряд, но зеленого цвета:

После него - действительно роскошный образ глубокого винного цвета. Здесь есть и крупный бант - альтернатива Джоан мужскому галстуку, и огромное "рубиновое" сердце на цепочке, т.к. наряд в том числе подобран для дня Св. Валентина в офисе, но это опять же ассоциируется с сокровищами, с богатством, с денежным успехом, к которому Джоан стремится. Ну а сочетание полу-прозрачных рукавов и глубокого насыщенного оттенка делают образ одновременно женственным и диктующим внимание - Джоан не отказывается от себя, просто выходит на новый уровень:

И не случайно именно в этот день она наконец решается повысить себя и физически, занимая новый офис на этаже партнеров (а не среди секретарш), как и полагается её статусу. А "переезжает" она, облачившись в пальто с объемным меховым воротом, ибо помимо золота, что сочетает в себе одновременно богатство, женственность и роскошь, если не мех?

*и даже цветы в этот день Св. Валентина у Джоан не красные, а желные - цвета денег и золота, которые она так символично держит здесь в охапке на пороге нового офиса
И дальше метаморфозы продолжаются. Так, для встречи с деловыми партнерами агенства она надевает все тоже лиловое "секретарское" платье, но теперь подкрепляя его "сильными" аксессуарами - объемными, в несколько рядов золотыми цепями. Посмотрите, какое разное впечатление это производит. До и после:


И её новое алое платье, дополненное традиционными брошью и шарфиком, вполне сошли бы за старое платье "старой" Джоан, если бы здесь не появился новый элемент - все те же усиливающие цепи:

И наконец апогей - образ, в котором Джоан чувствует себя настолько уверенной и сильной, что открыто высказывает свое мнение и готова спорить с другими партнерами. Этот наряд, в котором Джоан решилась на открытую конфронтацию с когда-то не только коллегой, но и другом, а также партнером-основателем агенства Доном Дрейпером, художник по костюмам Janie Bryant назвала одним из своих любимых. И видно, что не случайно, ибо это оригинальное винтажное платье наконец и в буквальном смысле позволило Джоан помирить в своем образе женское и деловое начала. Смотрите:



И впридачу к этому высокие сапожки одновременно как символ активных 60х (go-go boots) и как символ нежелания Джоан подчиняться принятым каконам, как то снимать обувь в кабинете главного и старейшего из партнеров агенства:


Mad Men, 5-й сезон

Mad Men, 7-й сезон

Эта женщина удивительно напоминает Джоан, лет эдак 15 спустя. Инаряды этой секретарши на протяжении сериала говорят за неё, начиная с яркого красного и заканчивая бледно-розовым и серым, где женщина фактически сливается с фоном:


Платье, совсем не типичное для Джоан, подходящее скорее для другой героини, чей фокус, кстати, никогда не смещался с функции жены, предпочтительно жены трофейной:

Поэтому мне кажется не случайным, что для следующей сцены художники по костюмам выбрали для Джоан именно его. Боб Бенсон, гей и приятель Джоан в попытке обеспечить себе успешное будущее в корпоративном мире, делает Джоан предложение...фиктивного брака:
