na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Categories:

"Безумство" по понедельникам: Джоан Харрис - дубль 6

Друзья, всех этим старо-новогодним понедельником! Еще одна возможность пожелать вам, чтобы беспокойства и треволнения окончательно остались в старом году. А в новый год перенесем только хорошее, в том числе "безумную" понедельничную рубрику, к очередному выпуску которой я незамедлительно приступаю. А сегодняшняя героиня - многими особенно любимая Джоан, закончившая 5-й сезон серьезным карьерным подъемом, к которому привело её не менее серьезное личное падение. Так что в 6-ом сезоне многое поменялось, в том числе самовосприятие Джоан и восприятие её окружающими, давая повод интересной работы художникам по костюмам и, я надеюсь, не менее интересного анализа этих костюмов. Итак, приступаем!


Начиная с первого эпизода, создатели Mad Men в лице мисс Харрис показали нам умную женщину, талантливого администратора, ответственную и преданную компании. Однако, и несмотря на все способности и таланты Джоан, несколько по-другому ни на минуту не переставали видеть её окружающие - роскошным, желанным, полным чувственности женским телом:
А сама Джоан, выросшая и воспитанная в патриархальном мире, и потому не знающая другой альтернативы, регулярно поддерживала, вдохновляясь такими иконами как Мерлин Монро. Так что и в своих рабочих образах главную ставку она делала на чувственную женственность, пытаясь даже поучать в этом ключе "младшую по званию" Пегги:
При этом Джоан внимательно и аккуратно балансирует на дозволенной грани - её офисные платья, пусть ярких цветов, всегда лишь намекают, скрывая от взгляда главные её "ценности", всегда оставаясь в рамках приличного и дозволенного:
Правда, 5-й сезон показал, насколько призрачными были в реальности эти рамки, служащие скорее для самообмана Джоан, позволяя ей самой хотя бы иногда поверить, что на работе окружающие видят в ней в первую очередь ответственного работника и профессионала (*здесь даже можно вступисть в дискуссию - хотела ли этого отношения сама Джоан в её тугих женственных платьях, регулярно намекавшая, что одевается она как настоящая женщина, т.е с целью привлекать и сводить с ума мужчину).
И вот в 5-ом сезоне мы стали свидетелями того, как сильно подвела её эта позиция в обществе, которым все еще правят "настоящие мужчины". Предложение потенциального клиента подписать с агенством контракт в обмен на ночь с Джоан не заставило окружающих её "настоящих мужчин" даже моргнуть глазом - они вереницей потянулись в её офис, уговаривая согласиться. Не случайно в этой сцене наряд отражал чувства этой женщины - опутанной искушающими её на "падение" змеями:



Как известно, на решающий шаг Джоан все-таки решилась, получив в обмен изумрудную подвеску и равноправное партнерство в рекламном агенстве. Зеленый изумрудный цвет тогда отчетливо сопровождал её, продолжая, на мой взгляд, "змеиную" тему - символизируя зеленый яд, отравивший Джоан:



В 6-ом сезоне мы встречаем Джоан уже в роли полноправного партнера фирмы, по крайней мере "на бумаге". Но можно даже не сомневаться, что фигура Джоан уже потянула цепочку сплетен, как именно получила бывшая секретарша свое партнерство, особенно учитывая то, воспринимали её и раньше окружающие (в том числе ввиду её женственного и чувственного стиля).
Таким образом новое положение оказывается отравленным для Джоан все тем же зеленым ядом. Вот почему в 6-ом сезоне можно неоднократно увидеть её в нарядах зеленого цвета - почти всегда в сценах, где затрагивается вопрос её авторитета в фирме или в контексте того самого клиента => в глазах коллег на Джоан разлита ядовитая жидкость, напоминающая о её падении:
К контекте нарядов и стиля это ставит перед Джоан совсем новые задачи. Во-первых, как выглядеть более авторитетной и сильной, а заодно и защитить саму себя от подобных нападок? В конце предыдущего сезона мы уже видели как Джоан с готовностью приняла свою новую руководящую должность, сменив обтягивающее платье a-la Мерлин Монро на деловой костюм, ранее для неё непривычный - с двумя рядами пуговоц и активными широкими лацканами, готовыми идти в атаку:

В 6-ом сезоне, получая далеко неоднозначное отношение от некоторых коллег, и оттого особенно нуждаясь в броне и защите, Джоан продолжает гнуть эту "стильную" линию, что оказывается весьма показательным в сцене её новой встречи с тем самым клиентом:
Здесь её темно-синий двубортный жилет имитирует его пиджак, как бы сигнализируя: "я больше не слабая и незащищенная, мы равные". А алый цвет блузы и платка не шее (обратим внимание, что это не романтический, более традиционный для Джоан шарфик) показывают не чувсвтенность, а агрессию, болевой настрой, в том числе и благодаря активному геометрическому принту.
Похожие "бронированные" костюмы появляются в гардеробе Джоан и в других сценах. Например, в следующей сцене можно увидеть еще одну попытку Джоан при помощи одежды заявить о собственном равноправии:
Опять имитация мужского костюма, опять более жесткий и активный принт. Но на этот раз Джоан в одном кадре с Доном, с которым её все еще объединяет определенная степень уважения и доверия (ведь он единственный, кто пытался отговорить её от рокового шага). Поэтому в их костюмах присутствует определенная созвучность: его галстук и её шарф, перекликающаяся цветовая гамма.
И все-таки, мисс Харрис не была бы собой, если бы и здесь не добавила женственный и романтичный акцент, подстраивая жесткий и около-милитари стиль под собственное себя-восприятие - она стала жестче, но она все еще женщина до мозга костей. И в глубине души ей все еще хочется быть игривой и романтичной героиней эпохи рококо, так ею любимой. Напомню, что так она интерпретировала эти мотивы пару сезонов назад:
А вот так она делает это теперь, на основе более жесткого стержня:

(*кстати, актуально для недавно полученного мною здесь вопроса о том, какая внешность нужна для милитари-стиля => все зависит от того, какая внешность у вас уже есть и что именно вы пытаетесь этим стилем в одежде добиться)

Однако наряду с, казалось бы, вновь найденным и соответствующим её нынешнему положению стилю, Джоан все ещё живет в личном конфликте, требующем от неё решения: она - успешная карьеристка и профессионал или же она женщина, которой так и не удастся перешагнуть барьер, оставаясь вечной "главной секретаршей". Как бы этот конфликт поддерживая, Джоан периодически возвращается к старым привычкам своих женственно-чувственных ярких нарядов. Происходит это, во-первых, в somewhat интимных сценах с бывшим любовником и отцом её ребенка (именно в сцене, где Роджер играет с внуком, как мог бы играть с её сыном):

А также и в повседневной деловой жизни, что тут же аукается ей, когда новый и незнакомый клиент на встрече принимает её за секретаршу:
Да и самой Джоан далеко не всегда удается сохранять профессионализм, вступая порой весьма "женские" и лишние конфликты. Так, будучи женщиной "до мозга костей", она на почве незначительного рабочего недочета пытается уволить одну из секретарш. И её образ лишь подчеркивает, что решением управляет не Джоан-профессионал, а Джоан-женщина => Женственное платье с цветочным принтом и рюшами возвращают нас к её секретарским будням, когда Джоан тоже пыталась уволить другую её секретаршу (и тоже неудачно). Интересно, что, во-первых, противница Джоан очень напоминает её саму (типаж, прическа, макияж, шарфик), но с другим цветом волос и в таком же ярком, но конфликтном по отношению к платью Джоан цвете (*на цветовом колесе голубой как раз комплиментарен оранжевому).
Еще один случай - деловая встреча Джоан, ошибочно принятая ею за романтическое свидание. Одета она соответственно - пик женственности в спокойных и не агрессивных оттенках, цветочный рисунок detected:

И чтобы подчеркнуть, насколько пока еще сложно для Джоан по-настоящему превратиться в менеджена и профессионала, художники по костюмам тут же демонстрируют нам её сравнение с деловой Пегги в тот же день, после встречи:
Здесь можно обойтись без слов, но все-таки разберемся: хотя их наряды перекликаются по цветовой гамме, Пегги в строгом однотонном, лишь намек на женственность в виде шарфика, но и тот с геометрическим принтом. Джоан - в мягком, цветочном, нежно акварельном - женщина все еще берет верх над профессионалом. И дальше два замечательных кадра, поддерживающих это. Здесь Пегги опять строгая однотонная "колонна" сдержанности на фоне женственных цветочных платьев. В кадре слева не зря добавлена еще одна женщина-секретарь, чье цветочное платье перекликается с платьем Джоан, как бы подчеркивая, неготовность последней к большой карьере.

Это, правда, не останавливает Джоан снова попытаться проявить себя в качестве менеджера уже на следующей деловой встрече: романтическое платье сменил более строгий костюм голубого цвета, сразу же напоминающий нам о её самом первом деловом костюме:
Однако, Джоан еще многому предстоит научиться и на самой встрече она вела себя скорее как дебютантка, не помогая, а скорее мешая опытной и более искушенной в таких вопросах Пегги. Что ж, old habits die hard, ведь даже на деловом костюме у Джоан крупные цветочные пуговицы. И совсем не зря в последнем кадре мы видим двух менеджеров-профессионалов в костюмах нейтральных цветов и двух женщин (одна - секретать, вторая - бывший секретарь) в ярких цветных нарядах.
И на этом дело не заканчивается, т.к. эта попытка Джоан пуститься в самостоятельное деловое плаванье за спиной неподдержавших её в этом мужчин партнеров разразилось серьезным выястением отношений между ними. И выбранный для этой цели наряд Джоан снова демонстрирует, какой видят её эти самые мужчины:
Огромный зеленый (!) бант на груди опять говорит о том, что для, казалось бы, равных её партнеров, Джоан была и остается лишь женщиной, пригодной, чтобы оказывать посильную поддержку в их серьезной работе, но не более. Не случайно этот бант перекликается с ультра-инфантильным нарядом молоденькой секретарши (первое фото в коллаже) => для окружающих мужчин как будто и нет здесь серьезной разницы.
Утешением для Джоан может быть то, что далеко не все воспринимают её насколько однобоко. Так, её подруга,тоже работающая женщина, откровенно восхищается успехом Джоан, приписывая это её способностями и тяжелой работе. Это отношение подчеркивают и костюмы женщин: Джоан в однотонном солидном темном платье, её подруга - в светлом, костюме (темный - устойчивость и сила, светлый - мягкость и уязвимость):
Или одна из последних сцен сезона, где Джоан, кажется, учится быть действительно сильнее, оставаясь собой - и если в пятом сезоне животный принт душил её, подталкивая к падению, то здесь он стал её силой, сделав её саму хищницой, готовой к прыжку:
И тут же появляется результат - в своем сильном милитари костюме Джоан принимает участие в последней в этом сезоне деловой встрече, наравне с мужчинами-партнерами:
А свою женственность она теперь будет оставлять для семьи и дома, доставая по праздникам, как это женственное платье с мягкой "незащищенной" линией ворота и плавным силуэтом a-la античная богиня:
И дома и в компании близких друзей будет оставаться игривая и веселая Джоан, хотя это сторона всегда открывалась ею лишь для самых близких, только в родных стенах Джоан готова быть жизнерадостной Хильдой:


Получится ли у неё стольк успешно разделять business & pleasure, оставаться одновременно собой и быть сильной? Об этом мы узнаем в 7-ом сезоне, о чем, конечно же, будет отдельный пост. Так что stay tuned!..

Tags: madmen
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

Recent Posts from This Journal