na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Categories:

"Безумство" по понедельникам: Men of Mad Men, Часть II

Хотя нынешний понедельник уже канул в Лету (и я бессовестно опаздываю с обещанной рубрикой), это еще не причина оставаться на этой неделе без очередного "безумного" поста. Так что без дополнительных задержек, раскланиваний и реверансов приступим!
Пятый сезон "Безумцев" наконец широко распахнул до этого лишь приоткрытую дверь в настроение, нравы, а значит, и стиль 60х. Так что эта волна нового накрыла собой не только более чувствительных к модным изменениям женщин, но и мужчин.

Первое поколение, выросшее без войны и послевоенного дефицита, совсем не разделяло консервативных ценностей своих отцов-предшественников. У нового времени был совсем друго герой. Это уже не солидный мужчина средних лет, чей дорогой деловой костюм символизирует традиционные ценности и традиционный уклад его жизни. Теперь же, в середине 60х, герой своего времени значительно помолодел, вприпрыжку выскочил из душного офиса, отпихнул в сторону портфель с деловыми бумагами, взяв в руки краски, фотоаппарат или гитару. И, конечно же, заменив классическую серую или темно-синюю "двойку" на яркие сочетания и приходелические принты.

Новое поколение теперь мечтало вырваться из сонных пригородов, куда в свое время так стремились из родители, отказаться от традиционного семейного уклада и скучного офисного "c девяти до пяти", став птицами свободного полета - городскими, независимыми, творческим. Вот такими:

Здесь герой культового "Blow-up" (в русском прокате "Фотоувеличение") - успешный лондонский фотограф Томас, по версии старого поколения - прожигающий жизнь, во версии нового - творящий искусство, и, как и многие их его окружения (mods) одержимый новой эстетикой и новой модой:
На западе 60-е стали периодом восстания - против традиции, против старых порядков, против канонов. И как верно отметила в комментарии к прошлому посту одна из читательниц, это было восстание молодых. Поэтому, отражаясь в моде, оно являло собой именно молодые тренды: яркие цвета, резкие и контрастные цветовые сочетания, лаконичные геометрические формы, абстрактные, геометрические или психоделические принты. Материалы перестали быть солидными и натуральными (т.е. и дорогими), уступив место передовым технологиям искусственных синтетических тканей (естественно, боле дешевых). Молодыми были и новые фасоны: мини для раскрепощенных и независимых молодых женщин, одежда, выглядящая почти подростковой - для "модов"-мужчин.
60-е же оказались внеменем сильнейшего столкновения поколений, ибо "пятидесятники" и "шестидесятники" жили в абсолютно разных мирах, и этот разрым замечательно точно демонстрируют нам художники по костюмам в пятом сезоне Mad Men. Так, если еще четыре года назад креативный директор агенства мог позволить себе лишь более яркий галстук или жилетку с необычным принтом, то сегодня находящийся на его месте молодой и гетеросексуальный мужчина может выглядеть вот так:
И в этом уже нет ничего странного в силу его творческой должности, а также и потому, что еще через пару лет мужской каталог для таких же молодых и гетеросексуальных мужчин по всей Америке будет предлагать им одеться вот так:

Здесь возникает один весьма важный момент. Каждый раз, когда темой этих постов становятся мужчины и в частности, главный герой Дон Дрейпер, поднимается один и тот же вопрос: что же теперь, главному герою, с его мужественной внешностью и сильнейшей харизмой одеваться "по-попугайски", полностью разрушая собственный шарм? Ведь его внешность совсем не предназначена для такого рода одежды! И вы правы, не предназначена. И если мы говорим о построении личного стиля, характер и особенности внешности выходят на первый плат, а актуальность в рамках моды идет следом. Да и тогда модные тренды отбираются и подстраиваются под внешность, стиль и образ конкретного человека. Однако это в жизни, а в кино...
А в кино и сами герои, их внешность и их костюмы есть инструменты для того, чтобы отразить главный замысел режиссера. Образ каждого героя несет смысловую нагрузку, предусмотренную сюжетом. И именно в соответствии с сюжетом актер (и его внешность) и выбирается.
Так, Дон Дрейпер гармонично смотрится в классическом костюме, его внешность созвучна образу "героя нашего времени" из 50х, его представления о том, "как должно" тоже оттуда. И новое время, новая энергетика 60х отчасти ставит его в тупик. Так что нередко, даже будучи креативщиком, он выглядит солиднее и старше рядом со своими более молодыми коллегами, которые понимают это новое время куда лучше. Они моложе, they get it:

В то время как сам Дон часто кажется более солидным и взрослым сопровождающим:

Как противовес Дону, на экране появляется его конкурент - Тэд, глава соперничающего рекламного агенства, одетый в соответствии с последней молодой и яркой модой:
* Очень напоминая, кстати, еще одного героя, отчаянно стремящегося шагать в ногу со временем:
И желтый офисный пиджак (вместо классического костюма) и бордовая водолазка (вместо классической рубашки) Тэда говорят о том, что даже если в силу возраста он далек от "модов", он понимает это поколение молодых, или по крайней мере, очень хочет понять. И его действия наравне с образом демонстрируют это: в отличие от Дона Дрейпера, четыре сезона держащего свою протеже Пегги на коротком поводке, Тэд готов предложить ей, женщине и представительнице молодого поколения высокую руководящую должность.

И можете даже не сомневаться в том, что рекламное агенство Тэда шагает в ногу со временем - беглый взгляд на его копирайтеров (и их супер-модные "модовые" образы, равно как и еще один модный офисный look их начальника) это подтверждает:

А между тем сам Дрейпер отлично чувствует, что отстает. И это чувство, вместе со страхом остаться позади сильно напрягают главного героя, заставляя собрать силы и соревноваться с самым молодым и неопытным, но невероятно талантливым копирайтером. Интересно, что образ этого  "алмаза неграненного", молодого еврейского копирайтера Майкла Гинсберга не только говорящий, но еще и очень красноречивый. Начиная с созвучия его имени: по моему первичному предположению - с именем другого еврейского героя 60х - французского музыканта и провокатора Сержа Генсбура, но как подсказывают из зала, с поэтом 60х Алленом Гинсбергом. И заканчивая его внешним видом:
Выходец из очень бедной еврейской семьи в сияющем рекламном агенстве Майкл абсолютный аутсайдер. И его одежда - старая, заношенная, плохого качества и действительно создающая впечатление "одевался в темноте" все это подчеркивает. Каждый его наряд заново ставит вопрос: одевается ли он по принципу "что есть в шкафу"? - И сам же на него отвечает: "да!"  В силу своего происхождения и достатка Майкл абсолютно далек от моды. Но вот интересная штука - все его наряды (если закрыть глаза на помятость и низкое качество) оказываются как бы и в тренде 60х. Как будто бы подсознательно и совсем по другим (в отличие от состоятельных и гедонистических "модов") причинам Майкл демонстрирует, что никто лучше него не понимает это поколение, и способен создавать для него рекламу. Как подтверждение - яростное соперничество идей между ним и Доном, заканчивающееся следующим кадром:
К схватке за клиента Дон победил, но победил нечестно. Его неизменно серое солидное пальто - символ прошлого. Майкл в  своем пестром галстуке, кардигане вместо пиджака и современном пальто в крупную клетку - ещё немного неопытен, еще ученик (кардиган, отсылающий к колледж-стилю и клетка как метафора школьной формы). Но он уже не закован в латы костюма, он свободен и он будущее.
Удасться ли мистеру Дрейперу догнать будущее и отразиться ли это на его гардеробе - об этом в следующий раз. Продолжение следует, так что stay tuned!..

Tags: madmen
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments