na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Category:

"Безумство" по понедельникам: Джоан Харрис - дубль 5

И снова всех с понедельником! А значит, в эфире еженедельный "безумно-стильный" выпуск, к которому мы незамедлительно и приступаем. Пятый сезон "Безумцев" принес с собой (наконец!) переломный момент - официальное и масштабное начало новой эпохи, революционных 60х. Так что на протяжении последних недель вы видели, как наряды одних героинь красноречиво приветствовали приход новой моды, в то время как другим, кажется, надолго придется  остаться за бортом стремительно плывущей лодки новой моды. В таком контексте сегодняшняя героиня и трансформация (или нет?) её образа выглядит особенно интересной, ибо в одночасье из обладательнины актуального для своего времени типажа на превратилась в "стильного" аутсайдера.


На протяжении 4х "безумных" сезонов, пока эпоха 50х все еще отказывалась сдавать свои позиции, Джоан Харрис активно наслаждалась положением символа женственного сексапила. Ибо пышно-округлые женственные формы сообщали её образу как раз такой "заряд", который превращал Джоан в реальный аналог одной из самых желанных женщин того времени:
И если на кухне своего загородного дома позавчерашние солдаты,вернувшие после Второй Мировой, мечтали о нежной (немного инфантильной и несамостоятельной) "нью-луковской" принцессе, то смелые фантазии бывших фронтовиков были посвящены женщине несколько иного типажа и заряда - куда более аппетитной и откровенной в подчеткивании собственной сексуальности. И curvaceous Джоан даже в самым сдержанных её деловых платьях (правда, насыщенным и "страстных" цветов) была ходячей фантазией для мужчин в офисе, воплощением откровенного женского сексапила:
И тем сложнее для неё (и для её округлой "песочно-часовой" фигуры) оказывается необходимость вписать себя в абсолютно новый (и во многом чуждый для неё) контекст моды 60х. Именно потому в 5-ом сезоне для первой встречи зрителя с Джоан художники по костюмам выбрали следующий образ:
Недавно родившая и хронически усталая Джоан, кажется, с радостью проспала бы время грандиозных перемен в собственной уютной спальне. Не зря этот её домашний костюм прямиком отсылает нас к другой героине, которой не слишком-то комфортно в новой стильной эпохе:
В США 60-е оказались временем нового поколения, новых ценностей и новых надежд. Что, естественно, не могло не сказаться и на новой моде. Нежные жентсвенные "цветочные" платья уходят в 60х на второй план вместе с убер-сексуальным обликом a-la Мерилин. Передовые позиции теперь отдаются более динамичной и энергичной моде: яркие цветовые сочетания, активные и геометрические рисунки, более четкий геометричный крой.
Мода 60х это мода молодых - женщин, которые, по крайней мере на поверхности, не ждут быть выбранными или спасенными. Эти молодые женщины больше не хотят оставаться в тылу - они хотят протестовать, быть активными и выбирать сами. Секс и сексуальность перестают быть завуалированным инструментом для достижения женских целей, превращаясь в инструмент провокации и протеста. Поэтому на смену обтягивающему миди-платью приходит мини-юбка. Твигги приходит на смену Мерилин:
 
И это столкновение Джоан с новой реальностью замечательно передают костюмы в сцене её возвращения в офис:
Живущая своими (устаревшими для новой эры) представлениями Джоан выбирает для этого случая плотно обтягивающее её платье из гладкого шелковистого, фактически вечернего материала в розовом a-la Мерилин цвете. Её образ с огромным вырезом, с инкрустацией на манжетах явно не рабочий, но скорее...вечерний, будуарный.*

(*) Держите это пока в мыслях, ибо к будуару в контексте Джоан мы еще вернемся. И неоднократно.

И что же ждет Джоан в офисе, куда она пришла просить начальство (мужчин!) поскорее вернуть её на работу, используя хорошо знакомые её женские уловки? Здесь её в первую очередь встречает Меган - женщина новой формации в платье a-la Твигги.

Однако, работа и офис - не единственное, где Джоан предстоит испытать ветер перемен в этом сезоне. Семейный отношения и непростой муж - еще один фронт, требующий от неё стильной битвы. Муж Джоан - врач, чья карьера не задалась в пределах Нью-Йорка, что и подтолкнуло его подписать контракт и уйти в армию военным врачом. В пятом сезоне мы становимся свидетелями его возвращения домой с фронта. И в чем приветствует его Джоан?

В платье в крупные красные розы. Когда-то я уже писла здесь о том, что художники по костюмам Mad Men, исходя из типажа Джоан, считают, что самым подходящим для неё цветком является крупная распустившаяся красная роза. Это же и цветы, которые дарят Джоан мужчины, и розы выбирает она для своих платьев и украшений. Красная роза - символ страсти и любви, и именно на страсть, которую вызывает похожая на Мерилин Монро Джоан, делает героиня большие ставки. Так что выбор такого наряда для встречи мужа не удивителен - это скорее продолжение шаблона:


Интересным же оказывается то, что происходит далее, в том числе в контексте костюмов. Семейный ужин в ресторане вылившийся в семейную сцену вылившуюся в семейный скандал, в результате которого Джоан принимает решение раз и навсегда выгнать из собственной жизни неудачного супруга:
В обеих сценах наряд Джоан противопоставлен наряду её матери. Если первая решительная, сильная, самостоятельная, что и отражено в её однотонном лаконичном платье глубокого винного оттенка (в лучших традициях истинной Джоан - она женщина-колонна насыщенного цвета). То её мать, отговаривающая Джоан от опрометчивого решения, одета в классическом "цветочном" платье в лучших традициях 50х => подобное платье вполне можно представить на молодой Бетти в начале её первого брака.
Однако решение принято и Джоан не планирует отсупать, поэтому по возвращению в офис, уже в качестве женщины с грядущим разводом, как это верно и точно подметили до меня в другом источнике, мы видим её такой - закончилось то, что она принимала за любовь, и на смену лету пришла грустная осень:
Что же касается других её деловых нарядов, то часть из них балансирует традиционную Джоан с новыми веяниями, вплоть до использования элементов, обычно свойственных нарядам Пегги - как будто Джоан признает, что пришло время и ей поучиться у своей "младшей сестренки":
Однако, даже если сама Джоан вполне готова прислушаться в новому ветру перемен,  это не означает, что к этому готовы окружающие её мужчины, для которых она и сейчас - ходячий сексапил и воплощение давних желаний о женщине в стиле Мерилин Монро. И, что самое грустное, отождествляя Джоан с женщиной a-la Мерилин, мужчины приписывают ей соответствующие качества о том, что "бриллианты - лучшие друзья девушек" и любую можно купить, если назначить правильную цену. И потому совсем не случайно в одной из серий сезона имеет место следующая сцена вечера мужского руководства Sterling Cooper в так называетмо "клубе для джентельменов":

Так что желание одного из потенциальных клиентов провести ночь с Джоан в обмен на контракт у большинства руководства Sterling Cooper не вызывает противостяния. Некоторые даже спешат уговорить Джоан, подсказывая подходящую "цену":
В некоторых других источниках присутствие анимального принта на Джоан приписывается её решительности и силе, однако мне видится здесь неколько иной смысл:
Такая отделка ворота похожа здесь на [в анимальном контексте] на змею, отсылая нас к эдемовскому контексту: Ева и змей, уговаривающий её соверщить первородный грех. Так же и Пит, уговаривающий Джоан на необратимый шаг, сулящий награду, убеждающий, что в этом нет ничего предосудительного и страшного - подбирающийся к голу и удушающий её предположением, что она - "женщина на продажу". Чтобы в конце-концов в образе Джоан произошло возвращение к тому "будуарному контексту", намек на который мы уже видели раньше:


Что интересно, во втором сезоне нам уже доводилось видеть Джоан в очень похожем наряде: черном и блестяще-гладком коктейльном платье с большим вырезом - тогда самый пожилой партнер рекламной фирмы дал ей ценный совет: не тратить собственную молодость и красоту на недостойных мужчин:
Как показал опыт лет, недостойными в окружении Джоан оказались практически все мужчины... Наверное и потому после этого вечера художники по костюмам одели её в шелковый зеленый халат. Есть, кто говорят, что это символ денег, но такой зеленый - еще и традиционный цвет отравы, "змеиного яда", которым Джоан теперь безвозвратно отравлена:
И подобное отношение мужчин к ней, кажется, не оставляет Джоан шансов, как принять правила подобной игры и либо быть женщиной в из понимании, либо надеть на себя мужской костюм и стать одним из равноправных партнеров:
Вопрос лишь в том, удастья ли ей убедить и себя, и окружающих её мужчин в существовании "новой Джоан", дабы раз и навсегда поменять расстановку сил в фирме, или для всех она так и останется  женщиной в обтягивающем красном платье? Станет ли этот красный цветом силы или так и останется символом секса и страсти?
Узнаем мы это уже в следующем в этой серии посте. Продолжение следует...

Tags: madmen
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments