na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Categories:

"Безумство" по понедельникам: Ex-Миссис Дрейпер

И снова всех с понедельником! Правда, официальное начало недели пока показывают лишь часы (а за окном все еще воскресная ночь), но я вдохновленная только вернулась из оперы, так что под еще звучащие аккорды Верди спешу с этим понедельничным постом, дабы традиционное "безумство" было готово уже к утреннему кофе.
Как мы уже видели в прошлом посте, захваченный гонкой за идеальной "как на картинке" жизнью, главный герой MadMen, казалось бы, нашел для себя новый женский идеал. Что в свою очередь должно было отправить его предыдущую жену в отставку окончательно и бесповоротно. Случилось ли это? И если да, как повлияло на "говорящий" гардероб Бетти - еще недавно бесконечно привлекательной и гламурной?
На протяжении трех сезонов Бетти Дрейпер несла нелегкое знамя идеальной женщины 50х - гламурной домохозяйки, с маникюром даже на уроке верховой езды, на диете даже во время беременности, модно одевающейся даже для похода в супермаркет и источающей не просто элегантность, но принцессоподобие, в том числе в своих утонченных женственных нарядах:
Со этой ролью воспитанная в духе своего времени Бетти справлялась замечательно, пока картинка мира не изменилась и акции принцесс на рынке жен и невест сильно упали в цене. Беспокойный Дон Дрейпер озаботился приобретением более новой, подходящей для изменившегося мира модели "Жена-64", так что Бетти в его глазах отправилась на второй план.
Для самой Бетти это, казалось бы, не так уж страшно, ибо при ней оказался новый супруг - зрелый, солидный и, что главное, свободный от тех внутренних демонов, которые гложут Дона.
Дон Дрейпер - человек без фундамента, без семьи, без "гнезда", без с юности привитых ценностей и идеалов. Именно потому он гонится за каждым новым фантомом, который подсовывает ему современность, мода, тренд. Эту погоню он превратил в работу. И даже свою жену он выбирает в том числе на основе её бытности "в тренде". Так в свое время Бетти притянула его своим полным соответствием идеалу 50х - именно за это он её и полюбил. В отличие от него Генри Фрэнсис - человек традиции, человек из родового гнезда, человек с собственными идеалами и традициями, поэтому его карьера не в следовании за другими, а в продвижении собственной "повестки дня". И Бетти оказалась для него привлекательна и близка, т.к. она близка его собственному идеалу. Он полюбил Бетти за то, что она...Бетти. Поэтому в новом браке, освободившись от сковывающей необходимости постоянно чему-то соответствовать, Бетти, казалось бы может начать быть собой. И выражать это в своем стиле.

Зная Бетти не первый сезон, многие могли заметить, что эта женщина обычно несколько далека от того, чтобы быть самостоятельной, принимая ответственность, которую влекут за собой серьезные и самостоятельные решения. Долго пробыв под влиянием традиционной семьи, а потом попав под влияние мужа, Бетти лучше умеет следовать заданному курсу, нежели самостоятельно стоять у штурвала. Частично в своей душе она все еще маленькая и порой капризная девочка, что неоднократно демонстрировали её костюмы. От "девственных" девичьих нарядов до сходства с детской одеждой собственной дочери::
Что благополучно эксплуатируется и в пятом сезоне, где мы в первую очередь видим Бетти в образе практически идентичном образу Салли:
Нежно-голубой цвет, инфантильные оборки и кружева - пусть и на примере пижамы, но художникам по костюмам отлично удается передать мысль: получив возможность быть собою, Бетти отчаянно пытается втиснуться обратно в детство, где нет нужды принимать важные решения.  И наверное именно этот страх - неожиданная возможность быть собою, связанная с необходимостью посмотреть наконец в глаза своим (а не Дона) внутренним демонам, привела Бетти к стрессу, который она успешно заедает, продолжая расти вширь.
Продолжая идею беттиного инфантилизма, нам подкидывают еще несколько соответствующих образов:
Здесь наряд Бетти практически идентичен наряду детского психолога, к которому водила Бетти свою совсем не проблемную дочь. Но если женщина-доктор выбрала мягкую розовую блузу с бантом с целью снять напряжение и расположить к себе очередного пациента-ребенка, то в этом образе Бетти все просто буквально: розовый цвет "для принцесс и девочек" и кокетливо-инфантильный бантик.
И еще пара образов, где Бетти опять одновременно демонстрирует свое детское "я" и пытается соответствовать новому статусу серьезной жены серьезного политика - розовый цвет сочетается здесь с солидным тяжелым материалом её жакетов + с самим стилем её костюмов. Получается эдакий гибрид девочки и солидной дамы. И не известно, кто из двух стоит у штурвала:
И от одной крайности - в крайность другую. В своих попытках казаться серьезнее, солиднее, даже сильнее, Бетти обращается к стоящему перед её глазами женскому образу, который, очевидно, и ассоциируется у неё со всеми этими качествами - доминантной матери своего нового мужа. И опять в буквальном смысле. Правда и здесь видно, что это девочка, копирующая поведение матроны, ибо детский розовый цвет сладкой ваты в кадре detected:
И наконец, еще одна попытка Бетти проявить себя в своих нарядах - в дословном повторении того, что она уже носила в прошлой жизни:
И хорошо знакомый ей приталенный силуэт a-la New Look:
И никуда не деться от таких знакомых из прошлой жизни женственных платьев с их цветочными принтами. Но если раньше мы видели изящную Бетти в не менее изящных нарядах, будь то силуэт New Look или более лаконичное и современное платье:
То в новой весовой категории, столкнувшись с ассортиментом вещей, продающихся уже не в соответствии с глянцем, а в соответствии с идеей модной индустрии о том, как в 64-ом выглядит домохозяйка (не самый трендовый на этот момент образ), Бетти и выглядит соответственно - старше собственного возраста, провинциальной. А сочетание грузного тела и моложавого лица (при таком светлом колорите) опять выглядят на светло-цветочном фоне несколько инфантильно, как часто выглядит взрослая женщина одевающаяся в девочку:

И не случайно для первой серьезной конфронтации Бетти и миссис Дрейпер No.2, Меган, в качестве "оружия" был выбран именно цветочный принт - когда-то главная "фишка" Бетти, теперь её подводящая:
Так, принт на Меган яркий, активный, усиливающий её контрастную внешность. На Бетти цветочный принт в более мягкой цветовой гамме - женщина энергичная и активная vs. женщина несамостоятельная и податливая. Не способствует "стильному" взаимопониманию двух женщин и остальная одежда: наряд Меган ультра-современный, в нем даже можно заметить намеки на фольклорный мотив, который станет всеобщим трендом с приходом 70х и хиппи; Бетти же в классическом пальто, что при таком размере выглядит не просто солидно, но тяжело - консервативно и слишком взросло.
И еще одно "стильное" столкновение, пусть и не лицом к лицу - на этот раз чтобы подчеркнуть, насколько на разных жизненных этапах оказались эти женщины:
Меган и Бетти - блондинка и брюнетка, нынешняя и бывшая, в аналогичных платьях (металлический блеск, декоративный расшитый ворот), со схожими прическами, с одним цветом помады. Но на одной платье застегивается без проблем и она выглядит ультра-модно и современно, в то время как вторая скорее похожа на пожилую матрону, которая на деловом ужине сидит на против Меган.
На протяжении сериала художники по костюмам дважды сравнивают Бетти в этом "металлическом" наряде с пожилыми солидными дамами, как будто бы пророча:
А ведь не так давно мы еще любовались Бетти в невероятно гламурном образе, где задействованы были все те же мотивы:
И здесь появляется важный и интересный вопрос: действительно ли у Бетти не осталось никаких "стильных" шансов, и она так и обречена ветшать подобно старинному родовому поместью семьи Фрэнсис? Ведь если присмотреться, и у Бетти был период "восстания" против традиции, семьи и канонов, когда она жила в Нью-Йорке, работала моделью, путешествовала. Возможно именно тогда она и была собой? И если так, та Бетти может оказаться не так уж далека от сегодняшней Меган. Её наряды были не менее провокационными - вспомнить хотя бы наряд "имени её", созданный итальянским дизайнером, который называл Бетти своей музой whatever that might mean:

И в свете того, что в Меган так часто подчеркивается её "французскость", вспомним, что Бетти с успехом справлялась и с этой задачей, не могрнув глазом и вспоминая свое модельное прошлое, перевоплотившись в американский аналог Бриджит Бардо:

И так ли отличаются Бетти и Меган, если в браке с Доном мы видим обеих в моложаво-девичьих нарядах:

В том числе улыбающихся и позитивных - в ярких "солнечных" цветах, не стесняющихся надевать откровенные для своего времени наряды даже для отдыха в семейном контексте:
И каждую из них в свое время мы видели в образе молодой стильной и современной женщины, так что и сейчас "прошлую" Бетти вполне можно представить в новом платье Меган, пусть и при легкой замене цветовой гаммы:
И если все это, несмотря на её поверхностную несамостоятельность и инфантильность, раньше было внутри настоящей Бетти (и в её гардеробной), ждет ли Меган схожая участь после брака с Доном - после нескольких лет обсессивного стремления соответствовать его идее об идеале она также будет отправлена в утиль, потеряв собственное [в том числе  "стильное"] я, оставаясь в непроглядной темноте с точки зрения собственного стиля - во фланелевом домашнем платье оттенка депрессии:

Но подробнее об этом (и не только) - в следующем посте на тему, to be continued...

Tags: madmen
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal