na_shpilke (na_shpilke) wrote,
na_shpilke
na_shpilke

Category:

"Безумство" по понедельникам: Клуб первых жен (а также вторых и третьих)

Друзья мои, всех с понедельником! В Амстердаме штормовое предупреждение, что само по себе делает в наших краях начало недели достаточно безумным. Ну а для тех, кого сегодня миновали холодный ветер и непогода, пусть понедельничное "безумство" будет более приятным - как заведено по понедельникам, мы продолжаем анализировать образы героев сериала "Mad Men".
В предыдущих постах (здесь и здесь)  мы уже обсуждали, как меняется личный стиль разных женщин со сменой их статуса и положения. Дискуссия увлекательная, а потому я предлагаю её сегодня продолжить. Тем более, что третий и четвертый сезоны сериала оказались щедры на смену женских статусов, принеся с собой для этих героинь и смену образов и стиля.


Здесь самым интересным, по-моему, будет сравнение эволюции образов двух новых миссис. В правом красном углу - Бетти, сменившая статус жены "нумеро уно" успешного и многообещающего корпоративно-креативного служащего на жену "нумеро дос" политика, не менее многообещающего и успешного. В углу противоположном - Джейн, за несколько ночей выросшая из рядовой секретарши в жену богатого бизнесмена. Интересно это сравнение в том числе тем, что несмотря на относительно небольшую разницу в возрасте, эти молодые (и теперь обе весьма состоятельные) женщины, обе вышедшие замуж за мужчин успешных и значительно их старших, наглядно демонстрируют своими нарядами и стилем значительную разницу во всем остальном: в посыле образа, в целях и задачах.
Что интересно, в случае обеих мужчин привлекли их красота и молодость. Но еще интереснее то, как после замужества выбрала распоряжаться с этими качествами каждая из женщин. Так, очень молодо и нежно выглядящая Бетти, ранее не видевшая ничего предубедительного в том, что порой похожа на старшую сестру своих детей, нежели их маму:
Её полу-девичьи нежные наряды также отвечали запросам первого мужа иметь в собственном распоряжении скорее безвольную и несамостоятельную, мягко-податливую жену образца "пригород 50х". Правда, сама Бетти нередко и обильно приправляла их со своей стороны поведением совсем инфантильным, сочетающимся с платьем детско-игривым и "клоунским":
Новый и серьезный супруг, казалось, был очарован именно этой видимой податливостью и нежностью уходящей эпохи, скользившей в беттиных образах. Будучи старше, т.е. человеком консервативным и "старой закалки", жена в стиле женственных 50х, a-la Грейс Келли импонирует ему куда больше грядущих версий эмансипированной женщины. Он женится на Бетти с целью защищать и оберегать её - на что она уповала и надеялась еще в первом браке:
Однако жизнь с предыдущим и непростым мужем не оставила Бетти прежней. И во второй брак она вступает уже обновленной женщиной, что не может не проявиться и в образах и новых нарядах. Её стиль - это все еще стиль Бетти, утонченный, классически-женственный. Однако, закаленная в первом браке, Бетти теперь выглядит либо более холодной - в льдистых голубых тонах вместо "живых" цветочных:
здесь пока что льдистый голубой как символ эмоциональной холодности и отчужденности не доминирует ни в личности, ни в наряде Бетти, но все скоро поменяется:


изменения в характере видны по новой версии цветочного "холодного" платья для "новой" Бетти

Её холодность и отчужденность достигает своего пика в отношениях с дочерью, поэтому для такой сцены для Бетти выбран ранее не характерный для неё костюм в стиле милитари: прямой, жесткий, строгий:

Другой стороной новой Бетти оказывается неожиданно развившаяся в ней внутренняя сила, порой перерастающая в [почти]-агрессивность (тоже преимущественно по отношению к дочке). И тогда нежные цветочные нью-луковские платья Бетти окрашиваются в ранее не свойственный для неё насыщенный красный цвет:
Это новый "тренд силы" в гардеробе Бетти, начало которому положил следующий образ, где Бетти на пути в суд, дабы получить развод от первого мужа и вступить в новый брак. Это едва ли не первый активный и решительный (и абсолютно не инфантильный) с её стороны шаг, отзнаменованный красным цветом:

Есть у этого преображения еще и исторически-контекстный смысл. Новый муж Бетти - республиканец, а красный - традиционный цвет республиканской партии, так что красном солидном деловом костюме, в котором отправляется заключать новый брак Бетти, можно уловить её намерение стать примерной республиканской жено - надеждной опорой и тылом для нового мужа. Таким образом, выбрав Бетти за её нежность, в новом браке её второй супруг получает новую версию -  более устойчивую, сильную, холодную. Этот образ не оставляет места её прежней нерешительности и инфантильности, ввиду чего девичьи и "юные" платья в гардеробной Бетти фактически исчезают:

image source

новая солидная Бетти для нового брака
И в результате все, что так очаровало её второго супруга и привлекло в ней, развеялось в Бетти подобно туману после вступления во второй брак. Новый мужчина придал ей сил и уверенности в себе, превращая её в более зрелую, устойчивую и сильную версию себя самой - изменения, которые мы видим не только в её поведении, но и в её гардеробной. Ценный урок для нас и для Генри (второго супруга Бетти), что what you see is not necessarily what you will get at the end.
*
Совсем иной подход выбрала другая молодая "новая миссис" - миссис Стерлинг, Джейн. Тоже выбранная зрелым супругом за красоту и свежесть, в самом начале своей карьеры молодая Джейн пришла в офис в роли секретарши лишь с зачатками собственного стиля. В то время мы видели её с простых, но женственных и достаточно современных платьях - уместных в офисе, но пока что мало говорящих о ней самой:

Пожалуй, главным акцентом в её внешнем облике были намеки на чувственность и игривость - характеристики, отчасти напоминавшие стиль Джоан (шарфики, женственные детали), но в более современной и молодой манере (не столь обтягивающие вещи, более спокойные цвета).  Также как у Джоан (в тот момент) у Джейн это свидетельствовало, что главной целью для неё являются не карьерные успехи, а поиски достойного её супруга.
Активной работой над собственным стилем Джейн вплотную занялась, став женой успешного и очень богатого зрелого мужчины, своего прежнего босса. И, в отличие от Бетти, не неся на молодых плечах груза прошлых разочарований, главной целью Джейн теперь является этого мужчину удерживать, оставаясь именно  такой, какой он взял её в жены - what you see is what you get! Только лучше - теперь в более дорогой и трендовой упаковке, благо в средствах Джейн отныне неограничена.
Её главной целью становится создание образа "трофейной жены" - женщины, о которой мечтают многие. А так как события "Безумцев" происходят уже в период безраздельного правления рекламы и глянца (о чем и фильм), логичным для Джейн является превращение в "девушку с обложки", т.е. одетой не просто ярко, но в самые актуальные тренды:

Для Джейн важно, чтобы её трендовость как отражение её успеха была заметна со стороны, очевидна, особенно для тех, кто когда-то был её товарками-коллегами (в частности для полу-соперницы Джоан). А т.к. эти работающие женщины  заняты не только шоппингом, но и работой, и не могут уследить за всеми веяниями глянца и моды, то Джейн в своих нарядах нередко обращается к более понятному языку. Она копирует самые растиражированные и популярные тренды - образы, созданные под влиянием Голливуда (и с экранов знакомые практически всем):

Образ Одри Хепберн в фильме "Charade" - 1963

Правда, как это нередко случается при излишнем и даже отчаянном старании, нередко образ у Джейн получается "слишком" - её трендовости и её самой оказывается в результате слишком много:

И еще один пример это новогодний наряд Джейн  (*о сходстве новогоднего наряда Джейн c костюмом Клеопатры до меня уже упоминалось в других источниках - здесь и здесь ):

образ Элизабет Тейлор в "Cleopatra" - 1963
В этом источнике очень точно отмечен исторический контекс тренда - фильм с Элизабет Тейлор вышел в 1963 году и действительно вдохновил целую волну копирования:


иллюстрации отсюда, где также можно подробнее прочесть о влиянии образа Клеопатры в 60х

Однако мне видится дополнительный смысл в выборе именно такого наряда для появления в офисе бывшего начальника, а теперь уже мужа - признайтесь что обильная инкрустационная отделка платья ассоциируется не только с богатством и роскошью, она говорит о царственности (т.е. о власти) - символ, как можно увидеть, фактически универсальный, ибо не ограничен образом Клеопатры образца 63-го:


И скорее всего именно такой кажется себе в этот момент Джейн - царицей и повелительницей рекламного агенства Sterling Cooper и его "подданых". И к слову, это её желание царствовать видно и в других нарядах, даже в домашних:
Однако здесь можно увидеть, как связан наряд Джейн со смыслом этой сцены в фильме. Её новый муж написал автобиографию под названием "Сияющее\серебряное золото" (игра слов с его фамилией Sterling). И Джейн, получающая первый экземляр от супруга, одета под стать - в золото. Как будто сейчас в его глазах молодая жена и есть главное и самое ценное золото в жизни.
Удасться ли Джейн сохранить этот статус "самого дорого и ценного"? Возможно, узнать это поможет разбор образов Джейн следующего сезона. А пока для размышлений посмотрим на еще одно из её выходных платьев, которое Джейн надела на свадьбу дочери своего мужа:
Свадьба совпала с убийством президента Кеннеди, так что потрясенная (как и все американцы) Джейн во время праздника предпочла скорбить, нежели радоваться рождению новой семьи. И её наряд также отчасти напоминает траурный, пусть это и невыносимо стильный и роскошный траур. Вопрос: а нет ли здесь намека на то, что точно также праздник её собственной любви может неожиданно превратиться в оплакивание и поминки? Ведь нередко костюмы героев могут заранее многое нам рассказать. Продолжение следует...

Tags: madmen
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments