Художник по костюмам вашей гардеробной

Previous Entry Share Next Entry
"Рассказ служанки": Антиутопия в костюмах (часть II)
na_shpilke
Не дожидаясь очередного понедельника, сегодня мы продолжаем разбирать, какие символы скрывают (или как раз не скрывают), казалось бы простые костюмы антиутопии «Рассказ служанки» (начало вот здесь). И в этом посте перейдем от образов Служанок -порабощенных женщин в неизменном красном, к тем, кто, так или иначе, этому потворствует.



Так, рядом с женщинами, подвергающимися ежемесячному насилию живут их хозяйки - Жены, которых новый режим наделил высшим статусом и выдал кредит на так называемое «духовное» зачатие. Цвет их нарядов — синий в превой версии 90-го года и бирюзовый в новой экранизации — как раз может предполагать желаемую связь с Мадонной, подтвержадая тем самым, будто каждой из них положено свое собственное чудо «непорочного зачатия» (пусть даже для их «непорочности» насилию подвергается другая женщина...).



"Рассказ служанки" - экранизация 1990-го




"Рассказ служанки"  - экранизация 2017-го

Естественно, будучи своего рода «дамами высшего общества», Жены наверняка заказывают свои, пусть и одноцветные, наряды у тех немногих портных, которые остались. Поэтому одежда сделана индивидуально для каждой и отличается бОльшим разнообразием. Правда, как и положенно в традиционном обществе, это всегда будут платья (и никогда — брюки).


Еще один интересный момент. В первой экранизации «Рассказа» в 1990 году наряды Жен можно было назвать не только современными / актуальными для своего времени, но также далеко не всегда по-религиозному скромными и использующими определенные детали, заимствованные из мужского костюма. Фэй Данауэй, играющая в этом фильме центральную фигуру Жены, с её идеальной укладкой и глубоким вырезом как будто только что пришла со сьемочной площадки «Династии».


Авот в последней версии наряды Жен более сдержанные и на современный взгляд могут показаться слишком классическими, даже консервативными.



справа - иллюстрация из журнала Vogue 50х годов
Больше того, художники по костюмам не случайно обыгрывают сходство одной из центральных героинь с Грейс Келли [которая покинула кино в пользу традиционной роли жены и матери и прилагающегося статуса принцессы].


Флэшбеки в прошлую жизнь этой героини показывают молодую женщину, отдающую предпочтение консервативным Chanel-style костюмам, подчеркивающим не молодость, но подготовку к роли «Первая леди»:


Эта одежда также отражает и характер героини — её предпочтения в пользу консервативного традиционного стиля лишь одно из отражений, что она готова жить в обществе, проповедующем традиционное разделение на мужские и женские роли.
Предполагаемы статусом доступ к портным и возможность Жен иметь в гардеробе разнообразные фасоны, позволяет художникам по костюмам использовать это для того, чтобы подчеркивать смену настроений героини: она то жесткая до жестокости, то заложница обстоятельств, то мягкая и уязвимая, почти как её Служанка.






Служанки и Жены — два ярких цветовых пятна, существующие в Гилеаде на общем серо-черном фоне. И в этих почти бесцветных рамках существуют еще две женских касты, лишенные своей женственности в том числе посредством костюмов.

С одной стороны это отряд жестоких, с садистскими порой наклонностями Тетушек-Акушерок, пособниц нового режима, угнетающих свои жертвы неравне с мужчинами.


*на этом фото, кстати, в роли "Тетушки" - сама писательница Маргарет Этвуд,
появившаясь в новой экранизации своего романа в этой эпизодической рол
и


Их форма коричневого цвета напоминает одновременно мужскую военную форму и монашескую (инквизиторскую?) рясу, создавая ассоциации с силой, жесткостью, бичеванием [чужой] плоти. Здесь даже присутствует вариация креста в виде значка-броши.




Ну а по другую сторону оказываются лишенные личности, стержня и силы Марфы — домашняя женская прислуга. Землистый цвет их одежд, с одной стороны, напоминает зрителю, что эти женщины находятся в непосредственный заботах о хлебе насущном. И вместе с тем, в обществе, где женщина почти не представляет ценности, Марфы оказываются в конце «пищевой цепочки», на них смотрят как на часть домашней утвари. И одежда их подобрана так, что сливается с домашним / кухонным  интерьером.


Также одежда у Марф имеет простой крой и сшита из грубых домотканных материалов, напоминая одежды крестьянок и, опять же, отражая предназначенную им роль в новом обществе.


Кроме того, по словам Аne Crabtree, главной художницы по костюмам, в качестве вдохновения при создании костюма Марфы она использовала образ...моли домашнего насекомого, почти незаметного глазу. И это, в свою очередь, отличный пример, насколько полезным и полным стильных подсказок при создании образа или целой концепции стиля, может быть обращение к «стильным якорям», которые на языческом языке можно даже назвать тотемом.



Образ животного / растения, в котором отражена суть определенного типажа и/или, а лучше все вместе, нужный посыл и энергетику. Такой образ обязательно будет включать в себя актуальные и вдохновляющие детали: от цветовой гаммы и фактурности до линий, доминирующих геометрических форм, общего зарадя (* об этом, наверное, стоит рассказать здесь как-нибудь подробнее, т. к. я тоже люблю использовать этот прием в своей работе).

Итак, в новом и антиутопичном мире «Рассказа служанки» перед нами рисуются образы разных женщин: часть подавляемы и совершенно бессильны, другая часть имеют в своих руках определенную власть, но нередко тоже находят себя связанными и ограниченными, заложницами обстоятельст. Так что ни один из этих образов не являет собой пример настоящей сильной женственности, ибо в таком обществе его существование и развитие просто невозможно. На этой, пусть и не самой оптимистичной ноте, у меня о «Рассказе служанки» сегодня все. Но я буду рада вашим реакциями и мнениям. И обещаю, что для следующего костюмного разбора будет выбран более оптимистичный материал, так что продолжение следует...

Recent Posts from This Journal


  • 1

Хо, теперь я знаю о моли больше)))


Мне нравится цвет Жен в первой экранизации гораздо больше, чем во второй. В фильме 1990 г. такой холодный синий цвет, асексуальный, отталкивающий.
А в новой версии скорее цвет морской волны, как по мне. И заряд у него другой. НЕ то, чтоб больше тепла, нет, но прямые ассоциации с морем. Море может быть и как у Айвазовского грозным, и теплым, ласковым, манящим...

Что касается тетушек-акушерок, то коричневый напоминает о "коричневой чуме". Если вспомнить, что творили нацисты с неарийскими матерями, имеющими "подходящего цвета" детей... Да и вообще, с женщинами и детьми. Аллюзия, кмк, весьма напрашивается.

именно поэтому в посте как раз иллюстрация формы нацистского офицера.

Да я поняла, я просто хотела сказать, что ни с чем иным у меня тетушки-акушерки не ассоциируются, только с бесчеловечностью нацизма.

у платьев Жен потрясающий крой, специально нафотографировала, к портнихе своей понесу.
И ведь все разные, но одно лучше другого ))

о, если вам понравилось, посмотрите тогда еще вот (это иллюстрации фасонов 50х - посмотрите, какие красивые у всех платьев формы ворота:



Edited at 2017-07-07 07:35 am (UTC)

ааа, спасибо
утащила в копилку

Очень красивые платья и вырезы интересные!

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Ханна Маккей??

хороший пример того, как через костюмы раскрываются роли женских каст

Спасибо за посты!

В качестве предложения для последующих - как вам сериал "Коллекция" 2016 г?
https://www.kinopoisk.ru/film/991571/

Он и о мире моды, и очень красив визуально, и драматическая часть не отстает.
(вспомнила после вашей фото в комменте выше про вороты :))

меня определенно заинтересовала Ваша рекомендация - обещаю в ближайшее время присмотреться!

Благодарю, очень интересное описание, и фильм захотелось посмотреть )

я рада слышать! хотя нужно предупредить, что сериал непростой, не для слабонервных, хотя в моем списке это must-see

Спасибо большое!

После Вашего второго поста наконец поняла почему не пошла книга и не хочется смотреть сериал. В мире где фертильных женщин почти не осталость с теми кто может зачать+выносить+родить здорового ребенка должны носиться как с хрустальными. Вся эта конструкция Жена/Служанка выглядить надуманной и неэффективной и мир построенный на ней разрушается :(
А платья красивые, да.
p.s. кстати интересно - а если рождается девочка? Фтопку?

Только недавно прочитала этот пост и сразу же посмотрела сериал. Вы этого не написали, но я сразу увидела: ведь жены сливаются со стенами! Яснорада - абсолютная заложница своего дома и положения, никаких прав, кроме мнимых, у неё нет. Оттенок стен абсолютно тот же, что и у платья. Этот приём я запомнила со времён костюмных понедельников по аббатству даунтон)

да, именно так и есть! вы, наверняка, помните, как в одну сцену режиссер вместил два момента трансформации героини - она получает коробку с новыми синими нарядами + параллельно руководит оформлением своего нового дома - это теперь её место и у неё новый гардероб под него.

да, и благодаря вам я обращаю на это внимание!) спасибо за ваши посты)

Как раз сейчас смотрю сериал. Как вы думаете, почему посол соседней страны--или она президент?--в доме Командора была в желтом? Она очень выделялась на фоне черных мужских костюмов, бирюзовых платьев Жён и красного платья Фредовы.

Я, кажется, догадалась, почему. Ей суждено обмануть ожидания Фредовы, отказать ей в помощи, предать ее надежды. Наверное, для того посла и нарядили в одежду, цвет которой традиционно связывают с предательством. Ведь Иуда на картинах тоже всегда в желтом плаще.

Возможно... А можно посмотреть на это проще - желтый цвет [костюма Мадам Посла] противоположный / комплиментарный синему [цвету наряда Жен в Гилеаде]. Так что она - женщина, имеющая власть - прямая противоположность тому, что принято в новом режиме, где женщины не имеют власть и практически бесправны. Так что и одета она так, чтобы максимально выделяться на общем фоне.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account